Витберг Александр Лаврентьевич: различия между версиями

Материал из Энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:Vitberg-1.jpg|right|220px|Портрет А.И. Витберга работы П.Ф. Соколова. Конец 1810-х гг. Акварель.]]'''ВИТБЕРГ''' Александр Лаврентьевич (Карл Магнус, до принятия им православия в 1815 г.; 15(26) января 1787, Санкт-Петербург — 12(24) января 1855, Санкт-Петербург), рус. архитектор, живописец шведского происхождения. Учился в горном корпусе в С-Петербурге при лютеранской церкви св. Анны в Анненшуле (1789), окончил Санкт-Петербургскую Академию художеств по классу исторической живописи, самостоятельно изучал архитектуру, известен как автор нереализованного проекта храма Христа Спасителя и проекта Александро-Невского собора в Вятке, возведенного в 1839–1864 гг. (разрушен в 1930-е гг.).  
+
[[Файл:Vitberg-1.jpg|right|220px|Портрет А.И. Витберга работы П.Ф. Соколова. Конец 1810-х гг. Акварель.]]'''ВИТБЕРГ''' Александр Лаврентьевич [Карл Магнус, до принятия им православия в 1815 г.; 15(26) янв. 1787, Санкт-Петербург — 12(24) янв. 1855, Санкт-Петербург)], рус. архитектор, живописец шведского происхождения. Учился в горном корпусе в С-Петербурге при лютеранской церкви св. Анны в Анненшуле (1789), окончил Санкт-Петербургскую Академию художеств по классу исторической живописи, самостоятельно изучал архитектуру, известен как автор нереализованного проекта храма Христа Спасителя и проекта Александро-Невского собора в Вятке, возведенного в 1839–1864 гг. (разрушен в 1930-е гг.).  
  
 
Ф. упоминает имя В. в статье «Небесные науки как факт и как проект» {{f0|2|240}}. Размышляя о переходе от «птолемеевского» мировидения к «коперниканскому», Ф. развивает идею небесной ''регуляции'', связанной с «обращением земли из стихийно самодвижущейся в земноход, движимый всем человеческим родом как кормчим» {{f|2|240}}. Полнота ''науки'', по утверждению Ф., состоит не в сумме ''знания'', а в совокупности всех поколений, одновременное существование к-рых превратит науку в ''дело'', в ''искусство'', в полноту всех искусств, где «в коперниканской архитектуре планеты и солнечные миры» будут управляемы воскрешенными поколениями. Для пояснения своих рассуждений Ф. обращается к символическому образу ''храма'', представленному в неосуществленном проекте Храма Христа Спасителя В. Проект был признан лучшим в конкурсе на строительство храма в память победы в Отечественной войне 1812 г. Закладка храма состоялась 12 октября 1817 г. на Воробьевых горах в присутствии императора Александра I, строительство продолжалось 7 лет и было остановлено в 1826 г. По проекту храм представлял собой колоссальное сооружение высотой в 240 м., превосходящее величием собор св. Петра в Риме. Сооружение предполагалось трехчастное, состоящее из трех храмов: нижний (линия у подножия холма вдоль берега Москвы-реки), посвященный ''Рождеству Христову'', с катакомбой, где покоится прах воинов, «храм тела»; средний, надземный (в форме креста), посвященный Преображению, — «храм души»; верхний (в форме круга) — «храм духа», символизирующий ''Воскресение Христово''. По замыслу В., Храм Христа Спасителя должен был стать не только собором, но и местом памяти, национальным музеем, воплощением столь близкой Ф. идеи нераздельности Храма-Музея-Школы.  
 
Ф. упоминает имя В. в статье «Небесные науки как факт и как проект» {{f0|2|240}}. Размышляя о переходе от «птолемеевского» мировидения к «коперниканскому», Ф. развивает идею небесной ''регуляции'', связанной с «обращением земли из стихийно самодвижущейся в земноход, движимый всем человеческим родом как кормчим» {{f|2|240}}. Полнота ''науки'', по утверждению Ф., состоит не в сумме ''знания'', а в совокупности всех поколений, одновременное существование к-рых превратит науку в ''дело'', в ''искусство'', в полноту всех искусств, где «в коперниканской архитектуре планеты и солнечные миры» будут управляемы воскрешенными поколениями. Для пояснения своих рассуждений Ф. обращается к символическому образу ''храма'', представленному в неосуществленном проекте Храма Христа Спасителя В. Проект был признан лучшим в конкурсе на строительство храма в память победы в Отечественной войне 1812 г. Закладка храма состоялась 12 октября 1817 г. на Воробьевых горах в присутствии императора Александра I, строительство продолжалось 7 лет и было остановлено в 1826 г. По проекту храм представлял собой колоссальное сооружение высотой в 240 м., превосходящее величием собор св. Петра в Риме. Сооружение предполагалось трехчастное, состоящее из трех храмов: нижний (линия у подножия холма вдоль берега Москвы-реки), посвященный ''Рождеству Христову'', с катакомбой, где покоится прах воинов, «храм тела»; средний, надземный (в форме креста), посвященный Преображению, — «храм души»; верхний (в форме круга) — «храм духа», символизирующий ''Воскресение Христово''. По замыслу В., Храм Христа Спасителя должен был стать не только собором, но и местом памяти, национальным музеем, воплощением столь близкой Ф. идеи нераздельности Храма-Музея-Школы.  

Текущая версия на 14:24, 11 февраля 2019

Портрет А.И. Витберга работы П.Ф. Соколова. Конец 1810-х гг. Акварель.

ВИТБЕРГ Александр Лаврентьевич [Карл Магнус, до принятия им православия в 1815 г.; 15(26) янв. 1787, Санкт-Петербург — 12(24) янв. 1855, Санкт-Петербург)], рус. архитектор, живописец шведского происхождения. Учился в горном корпусе в С-Петербурге при лютеранской церкви св. Анны в Анненшуле (1789), окончил Санкт-Петербургскую Академию художеств по классу исторической живописи, самостоятельно изучал архитектуру, известен как автор нереализованного проекта храма Христа Спасителя и проекта Александро-Невского собора в Вятке, возведенного в 1839–1864 гг. (разрушен в 1930-е гг.).

Ф. упоминает имя В. в статье «Небесные науки как факт и как проект»  . Размышляя о переходе от «птолемеевского» мировидения к «коперниканскому», Ф. развивает идею небесной регуляции, связанной с «обращением земли из стихийно самодвижущейся в земноход, движимый всем человеческим родом как кормчим» (II, 240). Полнота науки, по утверждению Ф., состоит не в сумме знания, а в совокупности всех поколений, одновременное существование к-рых превратит науку в дело, в искусство, в полноту всех искусств, где «в коперниканской архитектуре планеты и солнечные миры» будут управляемы воскрешенными поколениями. Для пояснения своих рассуждений Ф. обращается к символическому образу храма, представленному в неосуществленном проекте Храма Христа Спасителя В. Проект был признан лучшим в конкурсе на строительство храма в память победы в Отечественной войне 1812 г. Закладка храма состоялась 12 октября 1817 г. на Воробьевых горах в присутствии императора Александра I, строительство продолжалось 7 лет и было остановлено в 1826 г. По проекту храм представлял собой колоссальное сооружение высотой в 240 м., превосходящее величием собор св. Петра в Риме. Сооружение предполагалось трехчастное, состоящее из трех храмов: нижний (линия у подножия холма вдоль берега Москвы-реки), посвященный Рождеству Христову, с катакомбой, где покоится прах воинов, «храм тела»; средний, надземный (в форме креста), посвященный Преображению, — «храм души»; верхний (в форме круга) — «храм духа», символизирующий Воскресение Христово. По замыслу В., Храм Христа Спасителя должен был стать не только собором, но и местом памяти, национальным музеем, воплощением столь близкой Ф. идеи нераздельности Храма-Музея-Школы.

Ф. дает краткое описание проекта в духе христианской экзегетики, видя в неосуществленном проекте В. точное, наглядное изображение птолемеевского мироздания, где внутреннее устроение храма — «совершеннейшее подобие птолемеевской вселенной», а снаружи храм, имеющий вид трехъярусного жертвенника, «представляет переход к внехрамовому, коперниканскому искусству» (II, 241). Статичному образу птолемеевского пространства Ф. противопоставляет коперниканскую архитектуру, сходную с храмом человеческого тела как проектом мира, «в котором поглощение заменено воскрешением» (II, 241). Можно предположить, что символизм ампирного храма, «возведенного» лишь в проекте, мог стать одним из источников, формирующих образную систему федоровского проекта эстетического супраморализма.

Лит.: Записки академика Витберга, строителя храма Христа Спасителя в Москве // Русская старина. 1872. № 1, 2, 4; Автобиография А.Л. Витберга // Русская старина. 1876. № 9, 10; Снегирев В.Л. Архитектор А.Л. Витберг. М.; Л., 1939.