Михайлов Василий Михайлович: различия между версиями

Материал из Энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «'''МИХАЙЛОВ Василий Михайлович '''(Ок.1823–?) — штатный смотритель Богородского уездного...»)
 
 
Строка 23: Строка 23:
  
  
<div align="right">''В.В. Богданов ''</div>
+
<div align="right">[[ Богданов Валерий Викторович|''В.В.&nbsp;Богданов'']]</div>

Текущая версия на 20:20, 3 февраля 2020

МИХАЙЛОВ Василий Михайлович (Ок.1823–?) — штатный смотритель Богородского уездного училища (БУУ).

На момент прибытия Ф. в Богородск (Б.) в конце октября 1858 г. М. являлся штатным смотрителем «Богородских училищ». Согласно формулярному списку М. за 1858 г.: ему 35 лет, родом из «Московской губернии» (по другим сведениям, М. родился в Москве. — В. Б.), происходит «из мещан»; окончил курс Владимирской губернской гимназии, «ученой степени не имеет». В 1845 г., окончив гимназию, М. «выдержал испытания» и 18 июля 1845 г. «в службу вступил учителем русского языка во Владимирское уездное училище» (ЦГА г. Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 156. Оп. 1. Ед. хр. 2038. Л. 50 об.–52). В должности штатного смотрителя БУУ с 28 февр. 1856 г.; жалованье: 400 руб. в год, выплачивается 60 руб. «на разъезды»; «пользуется квартирою». Награжден бронзовой медалью «В память войны 1853–1856 гг.». Жена — Александра Корнилова, детей не имеет (Там же).

В ведении М. находилось пять училищ — три в Б. и два в Павловском Посаде. При этом особую заботу он проявлял в отношении БУУ и Богородского женского училища. Поскольку деревянное здание, в к-ром размещалось БУУ, к началу 1860-х гг. крайне обветшало, М. неоднократно обращался за помощью к начальству, пытаясь приобрести или нанять другое здание для училища, причем предложение директора училищ Московской губернии М. Малиновского преобразовать училище «в улучшенное двухклассное приходское, для которого можно было бы легче приискать приспособленное к цели наемное помещение» (Там же. Ед. хр. 2184. Л. 11–11об.), не удовлетворило его и он продолжал настаивать на строительстве нового здания для училища. В 1864 г. М. сообщил в Москву, что Богородское «градское общество положило как для уездного, равно и для прочих Училищ построить <…> новый дом по планам училищного начальства <…>» (Там же. Ед. хр. 2213. Л. 7об.). Вскоре выяснились «некоторые недоразумения» по этому вопросу, и М. обратился к начальству с тем, чтобы ему разрешили произвести «исправления» в ветхом доме. Штатный смотритель нанял строителей и за короткий срок к августу 1864 г. в училищном здании были переложены и исправлены печи, укреплен обвисший потолок в одной из классных комнат, обновлены полы и рамы, оклеены и окрашены комнаты, покрыта новым тесом крыша, починены крыльцо и забор. В результате этих работ в здании училища можно было «квартировать без особенных нужд более года» (Там же. Л. 7об.–8). Во 2-й половине 1860-х гг. на улице Московской Б. по проекту московского архитектора В.О. Грудзина было построено красивое здание для городских училищ (так называемая «белая» правая половина здания нынешнего дома № 59 по ул. Московской). В петербургской газете «Современная летопись» в номере от 1 июня 1868 г. сообщалось: «<...> редкий из проезжающих <...> не обратит внимание на выстроенный<...> каменный двухэтажный училищный дом» (цит. по: Маслов Е.Н. Народному образованию в Богородском крае – 220 лет // bogorodsk-noginsk.ru).

С Ф., преподававшим историю и географию в БУУ с октября 1858 г. по июнь 1864 г. М. связывали теплые, доброжелательные отношения. М. увидел в Ф. талантливого педагога, хотя и своеобразно мыслящего. М. содействовал служебному росту Ф., хорошо отзывался о нем в докладах столичному начальству. М. прислушивался к советам Ф. касательно совершенствования учебного процесса в училищах. В отчетах М., докладных записках директора училищ Московской губ. и циркулярах Московского учебного округа за 1862-1863 гг. Ф. характеризуется как один из лучших учителей БУУ.

С января 1860 г. Ф. по рекомендации штатного смотрителя начал преподавать историю и географию и в Богородском женском училище. Здесь неординарный педагог внедрил новый метод преподавания, к-рый способствовал развитию интереса девочек к знаниям. Ф. на уроках проводил беседы, организовывал выходы на природу. В учебном отчете женского училища за 1861–1862 уч. год говорилось, что педагоги добились того, что «каждый урок обращался <…> в устную живую беседу наставника с ученицами <…>». В результате подобного метода преподавания «ученицы были постоянно заинтересованы преподаваемым предметом <…> и не затруднялись передавать главное содержание уроков» (Московские губернские ведомости. № 31. 4 августа 1862. С.197).

В июне 1863 г. начальство так охарактеризовало М. как штатного смотрителя БУУ: «(он) своим старанием поддерживает в училище как успешность в науках, так и благонравие, поощряя преподавателей к благородному образу жизни и рвению к делу» (Циркуляры по управлению Московским учебным округом. № 6, июнь 1863 г. С. 9). Примечательно, что тогда же был отмечен и Ф.: в официальном документе констатировалось, что из учителей уездных училищ Московского учебного округа «заслуживают особенное внимание <…> в Богородске — учитель истории и географии Федоров» (Там же. С. 10). Несомненно, что именно М. дал Ф. такую аттестацию.

Ф. общался не только с самим М., но и с его женой. В письме Н.П. Петерсону от 5 декабря 1911 г. В.И. Алексеев упоминает «старушку Ал. Корнил. Михайлову», разыскать которую просил его Петерсон, по всей вероятности, чтобы записать ее воспоминания о философе-педагоге (Pro et contra II, 181). Из записей в исповедной ведомости Богоявленского собора г. Богородска следует, что Александра Корниловна Михайлова ок. 1830 года рождения (ЦГА г. Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 1490. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 10). Следовательно, к концу 1911 г. жена штатного смотрителя БУУ М. была в возрасте 81 года.

Выполняя обязанности штатного смотрителя, М. с 1 января 1864 г. «исправлял» должность учителя русского языка Богородского женского училища (Там же. Ф. 156. Оп. 1. Ед. хр. 2188. Л. 52об.–53). В декабре 1864 г. М. отправил в Москву докладную записку об улучшении и усовершенствовании учебного процесса в уездном училище. Так, он предложил во 2-м и 3-м классах «вместо обучения русскому языку ввести преподавание языка церковно-славянского». Необходимость изучения церковно-славянского языка М. объяснял тем, «что в Богородское уездное училище поступают дети весьма часто из семейств, кои сами держатся раскола или имеют близкие отношения с таковыми семействами; а в домах этих всегда есть церковно-славянские книги, есть и чтецы-толкователи Святого Писания, кои <…>извращают настоящее значение слов церковно-славянских и прямой смысл речи». По мысли М., введение преподавания церковно-славянского языка в училище позволило бы детям старообрядцев «не принимать на слово» объяснений Святого Писания толкователями вне стен училища. «Да кроме сего чрез сих учеников могло бы распространяться в домах более правильное и разумное чтение книг Святого Писания» (Там же. Ед. хр. 2213. Л. 10 об.–11). Кроме того М. предлагал « <…>в Богородском уездном училище для более успешного обучения следовало бы сделать новое распределение предметов по классам и заменить некоторые учебники <…> другими, более полезными в отношении научном» (Там же. Л. 11–11об.).

М. заботился о «фундаментальной библиотеке» БУУ, пополнении и обновлении ее фондов. В 1862 г. М., Ф. и законоучитель Н. Архангельский пожертвовали 23 руб. серебром на выписку журналов для библиотеки (Там же. Ф. 459. Оп. 4. Ед. хр. 73. Л. 1–2). В 1863 г. М. предложил ввести новшества в функционирование библиотеки. Необходимо было шкафы для книг, расставленные «по всем классным комнатам», разместить в одном помещении. «Чтобы привести библиотеку Богородского Уездного училища в надлежащий порядок, — писал штатный смотритель, — необходимо осуществить те предположения, о коих еще с 1858 года ходатайствовал Штатный Смотритель Богородских училищ, а именно: во-1-х, исключить из этой библиотеки все <…> учебники и книги, кои в настоящее время по содержанию своему уже не составляют ни малейшего интереса, заменяя их по возможности изданиями, более современными и сообразными с целью назначения самой библиотеки; во-2-х,озаботиться устройством новых шкафов, вместо теперешних, вроде гардеробных, вовсе негодных для помещения библиотечных книг <…>» (Там же. Ф. 156. Оп. 1. Ед. хр. 2188. Л. 60об.–61об.). Возможно, эти мысли высказаны М. по следам бесед с Ф., к-рый вынашивал идею преобразования школьных библиотек в научно-просветительские центры, призванные активно участвовать в процессе образования.

В июне 1864 г. после ревизии БУУ директором училищ Московской губ. М. Малиновским Ф. перевелся в Угличское уездное училище Ярославской губ. Встречались ли М. и Ф. в последующие годы, не установлено. В 1867 г. М. продолжал службу в качестве штатного смотрителя БУУ (Там же. Ф. 459. Оп. 2. Ед.хр. 3106. Л. 51об.–52). Его дальнейшая судьба неизвестна.


Архивы: ЦГА г. Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 156. Оп. 1. Ед. хр. 2038 (Формулярные списки о службе чиновников и учителей Дирекции училищ Московской губ. за 1858 г.); Ед. хр. 2184 (Отчет по Дирекции училищ Московской губ. за 1863 г.); Ед. хр. 2188 (Отчет по Дирекции училищ Московской губ. за 1863 г.); Ед. хр. 2213 (Учебный отчет УУ Московской губ., 1864 г.); Ф. 459. Оп. 4. Ед. хр. 73 (Дело канцелярии попечителя МУО о пожертвованиях в пользу учебных заведений,1863 г.); Ед. хр. 3106 (Формулярные списки чиновников и учителей Дирекции училищ Московской губ., 1867 г.); Ф. 1490. Оп. 1. Ед. хр. 2 (Исповедные ведомости Богоявленского собора г.Богородска, 1860 г.).