Филимонов Георгий Дмитриевич: различия между версиями
Petrov (обсуждение | вклад) м (Petrov переименовал страницу Филимонов Г.Д. в Филимонов Георгий Дмитриевич) |
Petrov (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
+ | [[Файл:Filimonov.jpg|right|260px|мини|Г.Д. Филимонов]]'''ФИЛИМОНОВ '''Георгий (Юрий) Дмитриевич (27 июня 1826, Полтавская губ. — 26 мая 1898, Сухуми) — археолог и историк искусства, сослуживец Ф. по ''Московскому публичному и Румянцевскому музеям'' (далее — МП и РМ). | ||
+ | Из потомственных дворян. Первые годы жизни провел в ''Москве'' в Немецкой слободе, где у отца, титулярного советника Дмитрия Ильича Филимонова, был собственный дом. Был помещен на воспитание в Московский кадетский корпус, однако внезапная болезнь сделала обучение и будущую карьеру военного невозможными. Через несколько лет Фил. был определен в Московский дворянский институт, где увлекся гуманитарными науками. В 1845 г. поступил на историко-филологический факультет Императорского Московского университета, который окончил в 1849 г. В годы учебы в университете серьезно занялся изучением древнерусского искусства, составил каталог собрания предметов декоративно-прикладного искусства московского коллекционера П.Ф. Карабанова. | ||
+ | |||
+ | В 1849 г. Фил. вступил в брак с дочерью майора, полтавского помещика Надеждой Федоровной Белевцовой и уехал на родину жены в Полтавскую губ. Служил библиотекарем Харьковского университета. В 1858 г. возвратился в Москву и поступил на вновь созданную должность архивариуса Оружейной палаты ''Московского Кремля.'' Активно участвовал в предпринятой директором Оружейной палаты А.Ф. Вельтманом 10-ти томной описи ее экспонатов (1884–1893), основанной на широкой источниковой и архивной базе, подготовив 4 тома этого издания, сделав научные описания произведений русского и иностранного художественного металла, составил вошедший в последний том издания «Полный хронологический указатель всех марок на серебре Оружейной палаты» (1892). Координировал выход всего издания: выступил редактором описания, взаимодействовал с типографией и др. | ||
+ | |||
+ | <nowiki>В 1859 г. выпустил исследование «Церковь св. Николая Чудотворца на Липне близ Новгорода. Вопрос о первоначальной форме иконостасов в русских церквах», в котором заявил об актуальности исследования древнерусской архитектуры для развития современного церковного искусства: «Древность <…> подает руку современности, и археология становится посредницею между древними и новыми зодчими» (Указ. соч. С. 1). Работы Ф. способствовали борьбе с </nowiki>quasi-национальным стилем российской архитектуры XIX в., обращению к подлинным образцам и приемам древнерусского зодчества. | ||
+ | |||
+ | А.И. Кирпичников писал о своем впечатлении от знакомства с сочинением Фил., посвященном церкви св. Николая: «Глубокая идея в строении и росписи христианского храма, вполне соответствующая содержанию христианского вероучения, удивительная стойкость предания на пространстве столетий и тысяч верст, объединяющая все народы христианские, в первый раз предстала незрелому уму моему; в первый раз я понял и почувствовал, чем для наших бедных и безграмотных предков была церковь, дававшая усладу всем чувствам их, сразу вдвигавшая их в семью духовно-культурных народов и высоко возносившая их над ничтожными интересами их обыденной жизни; я понял не умом только, а всею душой слова послов Владимировых о Софийском храме. Ученые, посвящающие труды свои изучению христианской старины, пробирающиеся к древним церквам “часа три верхом, иногда в воде по грудь лошади”, как пробирался Г. Д. к храму Николая Чудотворца на Липне, и работающие там в грязи и сырости, на сквозном ветру, среди развалин и в то же время принужденные бороться против неумело-усердных подновителей — храмостроителей, не могли не представиться мне истинными мучениками науки, перед которым бледнеют труды деятелей западного возрождения. Я не мог не увидеть, какая разнообразная подготовка (историческая, филологическая и художественная) была необходима для успеха в таких работах и в какой огромной степени обладал ею автор этого исследования» (''Кирпичников А.И.'' Воспоминания о Г.Д. Филимонове // Археологические известия и заметки Императорского Московского археологического общества. 1898. № 11–12.'' ''С. 364). | ||
+ | |||
+ | Фил. был членом-основателем Московского археологического общества (1864). Занимаясь доисторической археологией, производил раскопки в Средней и Южной России. В 1876 и 1877 гг. вел раскопки на Кавказе. Действительный член Общества истории и древностей российских (1874), Одесского общества истории и древностей (1880), почетный член Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (1879) и Общества любителей древней письменности (1879). | ||
+ | |||
+ | С 1867 г. — помощник директора Оружейной палаты. В 1867 г. участвовал в подготовке археологической части Русского отдела Всемирной выставки в Париже. Участвовал в устройстве Политехнической выставки в Москве (1872), Антропологической выставки в Москве (1879). Был членом комиссии, надзиравшей за реставрационными работами в соборах Московского Кремля. В начале 1880-х гг. руководил работами по восстановлению Грановитой палаты и ее убранства в первоначальном виде, в 1882 г. издал «Описные книги царских палат Золотой и Грановитой, составленные Симоном Ушаковым в 1672 г.». В последние годы жизни занимался вопросом о происхождении шапки Мономаха, представив по своим разысканиям обширный доклад в Обществе истории и древностей Российских (опубл.: Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских. 1898. Кн. 2). Описанное Ф. собрание гр. Шереметьевых так и не увидело света. | ||
+ | |||
+ | <nowiki>С 1863 г. Фил. в качестве вольнотрудящегося заведовал отделением христианских и русских древностей в МП и РМ, в основе которого была коллекция археолога, почетного члена Музеев П.И. Севастьянова. В 1870 г. был принят на штатную должность хранителя отделения, где работал параллельно своей деятельности в Оружейной палате. Выделил в отделении 3 подотдела: доисторический, христианский и русский. Способствовал пополнению коллекций отделения. Неоднократно жертвовал МП и РМ редкие издания, рукописи и документы. Характеризуя научное, учебное и просветительное значение отделения доисторических, христианских и русских древностей, Фил. писал: «Эти три отделения, основанные на вовремя сознанной в них научной потребности, носящие все признаки внутренней жизни, правильно устроенные и каталогизированные, до того пополнились, стали на такую степень учебных пособий, что в настоящее время в Москве едва ли мыслимы какие бы то ни было работы по доисторическим христианским и русским древностям без посредства собраний Московского публичного музея. Что касается отделения доисторических древностей, то, как наши соотечественники находят уже здесь возможность изучать и практически знакомиться с материалами науки, на которую в настоящее время в Западной Европе обращено главнейшее внимание, так и иностранные специалисты, занимающиеся доисторической археологией сравнительно, не могут уже, при соответствующих ученых работах, игнорировать этого отделения, получившего известность за границей. Наконец, отделения христианских и русских древностей <…> постоянно снабжают своими пособиями как ученых, занимающихся христианскою и русскою археологией, так и художников, занимающихся религиозною и историческою живописью, архитектурою, металлическими, гончарными изделиями и проч. графическими искусствами» (Отчет Московского публичного и Румянцевского музеев за 1873–1875 гг. [М.], 1877. С. 112–113). </nowiki> | ||
+ | |||
+ | В 1864 г. основал вместе с ''Ф.И. Буслаевым'', ''А.Е. Викторовым'', ''В.Ф. Одоевским'' при Московском публичном музее Общество любителей древнерусского искусства. Председателем общества был директор МП и РМ ''В.А. Дашков.'' В изданных обществом сборниках 1866 и 1873 гг. Фил. поместил исследования о византийской архитектуре, христианским древностям и археологии, патриаршей ризнице, символике полумесяца под христианским крестом, лицевых святцах, Симоне Ушакове и современной ему эпохе древнерусского искусства и др. В 1874–1876 гг. выпускал «Вестник Общества древнерусского искусства при Московском публичном музее» (4 номера в год), в которых поместил ряд исследований: «Очерки русской христианской иконографии. София Премудрость Божия», «Древнейшие западные эмали в России, приписываемые святому Антонию Римлянину и Андрею Боголюбскому», «Конные портреты русских царей», «Древние каменные изваяния в Пятигорске», «Сванетия в археологическом отношении» и др. Особое значение имели выпущенные под эгидой Общества любителей древнерусского искусства публикации и исследования Фил.: «Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку конца XVI в.» (1873), «Подлинник сводной редакции XVIII в.» (1874): «Подлинник, — подчеркивал Фил., — служа богатым материалом для изучения художественных и религиозных воззрений в древней России, заключает в себе драгоценнейшие элементы древнехристианской иконографии» (''Филимонов Г.'' По поводу издания Русского иконописного подлинника // Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку конца XVI в. М.: Унив. тип., 1873. С. 3). | ||
+ | |||
+ | Фил. участвовал во многих научных съездах и конгрессах как в России, так и за рубежом. В 1876 г. был участником от МП и РМ Международного конгресса ориенталистов в Санкт-Петербурге, регулярно участвовал в Археологических съездах, консультировал ученых и научные учреждения и общества из разных городов России. После смерти Ф. его вдова пожертвовала МП и РМ 12 витрин с собранными им археологическими древностями (Отчет Московского публичного и Румянцевского музеев за 1898 год. М., 1899. С. 7). В Отчете Музеев за 1898 г. подчеркивалось, что имя Фил. «должно занять одно из самых видных мест в летописи» Музеев, «деятельным тружеником которых покойный оставался до самого конца своей жизни. Благодаря своим научным познаниям и плодотворным научным трудам Г.Д. Филимонов являлся украшением Музеев» (Там же. С. 8). | ||
+ | |||
+ | Ф. ценил исследования Фил., посвященные византийскому и древнерусскому искусству, древнерусской иконографии. В 1892 г. заинтересовал его своим ''проектом'' ''построения'' ''обыденного храма'' ''Пресв. Троицы'' при МП и РМ. В статье ''С.С. Слуцкого'' в газете «Московские ведомости» (13 сентября 1892), представлявшей этот проект и написанной по мыслям и черновикам Ф., подчеркивалось возможное участие в этом проекте отделения христианских древностей в МП и РМ: «Для храма нужны были бы только стены; древние иконы древние иконы, священные сосуды и книги нашлись бы в хранилищах Музея, и хранение их в Музее получило бы тогда значение живое и вполне соответствующее православному благочестию. Да и весь отдел христианских древностей Музея получил бы удовлетворительное для ''христианского ''чувства значение, значение ''ризницы ''при храмах Музея, теснее, значительнее слившихся с жизнию Музея. Воссозданием Троицкой церковки в дополнение к Сергиевой церкви Музея благодарные ученики и друзья Музея дали бы ему случай жизненно и в особенно соответствующей ему форме участвовать в заветном церковном и историческом празднике Московской Руси» (III, 559). Сообщая С.С. Слуцкому о пожертвованиях на строительство храма, которые начали поступать в МП и РМ, Ф. писал: «Филимонов, который еще недавно советовал мне выдумать что-нибудь получше обыденных храмов (на что я отвечал, что обыденные храмы выдумал не я, а древняя Русь, а новая Русь даже в лице не всех археологов понимает значение этих храмов), а теперь тот же Филимонов предлагает мне чуть ли не в качестве пророка явиться к Дашкову<sup> </sup>и возвестить ему о необходимости построения храма, а я отвечал ему, что не лучше ли ему самому в качестве археолога явиться к Директору» (IV, 252–253). | ||
+ | |||
+ | Летом 1895 г. Ф. способствовал приезду Фил. в с. Троицкое-Лобаново Коломенской губ. и обследованию деревянной церкви Спаса Преображения, оставшейся от бывшего Спасо-Заворинского монастыря (''Иванчин-Писарев'' ''Н.Д.'' Прогулка по древнему Коломенскому уезду. М., 1943. С. 26). О предании, что преп. Сергий останавливался в Троицком-Лобанове по дороге в Коломну и благословил строительство Спасо-Преображенской церкви, написал Ф. ''М.П. Азанчевский-Азанчеев'', чье имение находилось в с. Троицкое-Лобаново, в ответ на его «Воззвание о доставлении сведений об обыденных храмах и жизни преп. Сергия Радонежского», опубликованное в 1894 г. в епархиальных ведомостях. Фил. отправился в Троицкое-Лобаново с целью подтвердить или опровергнуть данное предание. 5 июня 1895 г. М.П. Азанчевский-Азанчеев писал Ф.: «<nowiki>Меня крайне обрадовал и доставил громадное наслаждение своим приездом Георгий Дмитриевич, все что могли, осмотрели. На его заключение, церковь Спаса Преображение, что на Заварине — можно с положительностию считать времен преподобного Сергия и Димитрия Донского. Таким образом, эту церковь и все соединенное с нею народное предание можно считать богатым вкладом для жизнеописания преподобного ко дню 500-л<етия> открытия мощей» (РГАДА. Ф. 184. Оп. 1. Ед. хр. 1377. Л. 15–15 об.). В письме от 20 июня 1895 г. он привел длинный список предметов старины, находящихся в с. Троице-Лобаново и его окрестностях, составленный «по определению Георгия Дмитриевича Филимонова», включив в него </nowiki>подробнее описание самой деревянной церкви и хранящуюся там утварь, а также древностей, обнаруженных Филимоновым в других окрестных церквах, резюмируя: «В писцовой книге 1624 года значится, что тут проходила большая московская дорога из Москвы в Коломну. Это совпадает с народным преданием, о житии Св. Сергия — что он служил на месте, где церковь Спаса, благословил ее постройку, и не раз проходил мимо, по дороге из Москвы в Коломну, но именно когда, на это определенных положительных данных до сих пор еще не отыскано» (Там же. Л. 19–20 об.). | ||
+ | |||
+ | В 1898 г. Фил. смертельно заболел и отправился на Кавказ с целью лечения, где 26 мая скончался. 30 мая в ''Храме свт. Николая что на Старом Ваганьково'' состоялась панихида по Фил., на которой «присутствовал весь личный состав Музеев и многие из товарищей покойного по ученым обществам» (Отчет Московского публичного и Румянцевского музеев за 1898 год. С. 9). Ф. на панихиде не присутствовал: с конца марта 1898 г. он находился в Воронеже. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Соч. и изд.:''' Описание памятников древности церковного и гражданского быта Русского музея П. Коробанова / Сост. Г. Филимоновым. М.: Унив. Тип., 1849; О древней в России портретной живописи // Архив исторических и практических сведений, относящихся для России, издаваемый Николаем Калачевым. Кн. 1. М., 1859; Церковь св. Николая Чудотворца на Липне близ Новгорода. Вопрос о первоначальной форме иконостасов в русских церквах. М., 1859; Оклад Мстиславова Евангелия. Разбор древнейших финифтей в России. М.: Унив. Тип., 1861; Симон Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи. М., 1873; Каталог Отделения доисторических древностей московского публичного музея. М., 1873; Сборники… изданные Обществом древне-русского искусства при Московском публичном музее / Под ред. Г.Д. Филимонова. М., 1866–1873; Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку конца XVI в. с вариантами из списков Забелина и Филимонова. М.: Унив. Тип., 1873; Сводный иконописный подлинник XVIII века по списку Г. Филимонова. М.: Унив. Тип., 1874; Промышленность каменного века в Тульской губернии. М., 1876; Сванетия в доисторическом отношении. М., 1876; О доисторической культуре в Осетии. М., 1878; Самостоятельность русского стиля с точки зрения современной критики искусства на Западе. М.: Универ. тип., 1879; Описные книги царских палат Золотой и Грановитой, составленные Симоном Ушаковым в 1672 г. и изданные Обществом древнерусского искусства при Московском публичном музее / Под ред. И с предисл. Г.Д. Филимонова. М., 1882; Граф Н.П. Румянцев как археолог-собиратель // Сб. материалов для истории Румянцевского музея. Вып. 1. М., 1882; Описания складня XVI века, принадлежащего его императорскому величеству государю императору. СПб., 1884; Полный хронологический указатель всех марок на серебре Московской Оружейной палаты. М., 1892. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Лит.:''' Устав и протоколы заседаний Общества древнерусского искусства при Московском публичном музее. ''Кирпичников А.И.'' Воспоминания о Г.Д. Филимонове // Археологические известия и заметки Императорского Московского археологического общества. 1898. № 11–12. С. 360–368; Отчет Московского публичного и Румянцевского музеев за 1898 г. М., 1899. С. 8–10; Сотрудники Российской государственной библиотеки: Биобиблиогр. словарь. Московский публичный и Румянцевский музеи. 1862–1917 / Сост. ''Коваль Л.М., Теплицкая А.В.'' М.: Пашков дом, 2003; Филимоновские чтения. Вып. 1–2. М., 2004; ''Иванова Е.А.'' Отделение древностей Московского публичного и Румянцевского музеев // Румянцевский чтения. Роль библиотек в развитии и укреплении семейных ценностей и решении демографических проблем: материалы междунар. конф. (15–16 апреля 2008). М.: Пашков дом, 2008. С. 216–224; ''Коваль Л.М.'' В.А. Дашков. Тридцать лет во главе Московского публичного и Румянцевского музеев. М.: Пашков дом, 2009. С. 58, 98, 132, 176–180, 183, 244, 254, 257, 258, 295. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | <div style="text-align:right"> [[Гачева Анастасия Георгиевна|''А.Г. Гачева'']]</div> |
Текущая версия на 12:53, 6 января 2021
ФИЛИМОНОВ Георгий (Юрий) Дмитриевич (27 июня 1826, Полтавская губ. — 26 мая 1898, Сухуми) — археолог и историк искусства, сослуживец Ф. по Московскому публичному и Румянцевскому музеям (далее — МП и РМ).
Из потомственных дворян. Первые годы жизни провел в Москве в Немецкой слободе, где у отца, титулярного советника Дмитрия Ильича Филимонова, был собственный дом. Был помещен на воспитание в Московский кадетский корпус, однако внезапная болезнь сделала обучение и будущую карьеру военного невозможными. Через несколько лет Фил. был определен в Московский дворянский институт, где увлекся гуманитарными науками. В 1845 г. поступил на историко-филологический факультет Императорского Московского университета, который окончил в 1849 г. В годы учебы в университете серьезно занялся изучением древнерусского искусства, составил каталог собрания предметов декоративно-прикладного искусства московского коллекционера П.Ф. Карабанова.
В 1849 г. Фил. вступил в брак с дочерью майора, полтавского помещика Надеждой Федоровной Белевцовой и уехал на родину жены в Полтавскую губ. Служил библиотекарем Харьковского университета. В 1858 г. возвратился в Москву и поступил на вновь созданную должность архивариуса Оружейной палаты Московского Кремля. Активно участвовал в предпринятой директором Оружейной палаты А.Ф. Вельтманом 10-ти томной описи ее экспонатов (1884–1893), основанной на широкой источниковой и архивной базе, подготовив 4 тома этого издания, сделав научные описания произведений русского и иностранного художественного металла, составил вошедший в последний том издания «Полный хронологический указатель всех марок на серебре Оружейной палаты» (1892). Координировал выход всего издания: выступил редактором описания, взаимодействовал с типографией и др.
В 1859 г. выпустил исследование «Церковь св. Николая Чудотворца на Липне близ Новгорода. Вопрос о первоначальной форме иконостасов в русских церквах», в котором заявил об актуальности исследования древнерусской архитектуры для развития современного церковного искусства: «Древность <…> подает руку современности, и археология становится посредницею между древними и новыми зодчими» (Указ. соч. С. 1). Работы Ф. способствовали борьбе с quasi-национальным стилем российской архитектуры XIX в., обращению к подлинным образцам и приемам древнерусского зодчества.
А.И. Кирпичников писал о своем впечатлении от знакомства с сочинением Фил., посвященном церкви св. Николая: «Глубокая идея в строении и росписи христианского храма, вполне соответствующая содержанию христианского вероучения, удивительная стойкость предания на пространстве столетий и тысяч верст, объединяющая все народы христианские, в первый раз предстала незрелому уму моему; в первый раз я понял и почувствовал, чем для наших бедных и безграмотных предков была церковь, дававшая усладу всем чувствам их, сразу вдвигавшая их в семью духовно-культурных народов и высоко возносившая их над ничтожными интересами их обыденной жизни; я понял не умом только, а всею душой слова послов Владимировых о Софийском храме. Ученые, посвящающие труды свои изучению христианской старины, пробирающиеся к древним церквам “часа три верхом, иногда в воде по грудь лошади”, как пробирался Г. Д. к храму Николая Чудотворца на Липне, и работающие там в грязи и сырости, на сквозном ветру, среди развалин и в то же время принужденные бороться против неумело-усердных подновителей — храмостроителей, не могли не представиться мне истинными мучениками науки, перед которым бледнеют труды деятелей западного возрождения. Я не мог не увидеть, какая разнообразная подготовка (историческая, филологическая и художественная) была необходима для успеха в таких работах и в какой огромной степени обладал ею автор этого исследования» (Кирпичников А.И. Воспоминания о Г.Д. Филимонове // Археологические известия и заметки Императорского Московского археологического общества. 1898. № 11–12. С. 364).
Фил. был членом-основателем Московского археологического общества (1864). Занимаясь доисторической археологией, производил раскопки в Средней и Южной России. В 1876 и 1877 гг. вел раскопки на Кавказе. Действительный член Общества истории и древностей российских (1874), Одесского общества истории и древностей (1880), почетный член Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (1879) и Общества любителей древней письменности (1879).
С 1867 г. — помощник директора Оружейной палаты. В 1867 г. участвовал в подготовке археологической части Русского отдела Всемирной выставки в Париже. Участвовал в устройстве Политехнической выставки в Москве (1872), Антропологической выставки в Москве (1879). Был членом комиссии, надзиравшей за реставрационными работами в соборах Московского Кремля. В начале 1880-х гг. руководил работами по восстановлению Грановитой палаты и ее убранства в первоначальном виде, в 1882 г. издал «Описные книги царских палат Золотой и Грановитой, составленные Симоном Ушаковым в 1672 г.». В последние годы жизни занимался вопросом о происхождении шапки Мономаха, представив по своим разысканиям обширный доклад в Обществе истории и древностей Российских (опубл.: Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских. 1898. Кн. 2). Описанное Ф. собрание гр. Шереметьевых так и не увидело света.
С 1863 г. Фил. в качестве вольнотрудящегося заведовал отделением христианских и русских древностей в МП и РМ, в основе которого была коллекция археолога, почетного члена Музеев П.И. Севастьянова. В 1870 г. был принят на штатную должность хранителя отделения, где работал параллельно своей деятельности в Оружейной палате. Выделил в отделении 3 подотдела: доисторический, христианский и русский. Способствовал пополнению коллекций отделения. Неоднократно жертвовал МП и РМ редкие издания, рукописи и документы. Характеризуя научное, учебное и просветительное значение отделения доисторических, христианских и русских древностей, Фил. писал: «Эти три отделения, основанные на вовремя сознанной в них научной потребности, носящие все признаки внутренней жизни, правильно устроенные и каталогизированные, до того пополнились, стали на такую степень учебных пособий, что в настоящее время в Москве едва ли мыслимы какие бы то ни было работы по доисторическим христианским и русским древностям без посредства собраний Московского публичного музея. Что касается отделения доисторических древностей, то, как наши соотечественники находят уже здесь возможность изучать и практически знакомиться с материалами науки, на которую в настоящее время в Западной Европе обращено главнейшее внимание, так и иностранные специалисты, занимающиеся доисторической археологией сравнительно, не могут уже, при соответствующих ученых работах, игнорировать этого отделения, получившего известность за границей. Наконец, отделения христианских и русских древностей <…> постоянно снабжают своими пособиями как ученых, занимающихся христианскою и русскою археологией, так и художников, занимающихся религиозною и историческою живописью, архитектурою, металлическими, гончарными изделиями и проч. графическими искусствами» (Отчет Московского публичного и Румянцевского музеев за 1873–1875 гг. [М.], 1877. С. 112–113).
В 1864 г. основал вместе с Ф.И. Буслаевым, А.Е. Викторовым, В.Ф. Одоевским при Московском публичном музее Общество любителей древнерусского искусства. Председателем общества был директор МП и РМ В.А. Дашков. В изданных обществом сборниках 1866 и 1873 гг. Фил. поместил исследования о византийской архитектуре, христианским древностям и археологии, патриаршей ризнице, символике полумесяца под христианским крестом, лицевых святцах, Симоне Ушакове и современной ему эпохе древнерусского искусства и др. В 1874–1876 гг. выпускал «Вестник Общества древнерусского искусства при Московском публичном музее» (4 номера в год), в которых поместил ряд исследований: «Очерки русской христианской иконографии. София Премудрость Божия», «Древнейшие западные эмали в России, приписываемые святому Антонию Римлянину и Андрею Боголюбскому», «Конные портреты русских царей», «Древние каменные изваяния в Пятигорске», «Сванетия в археологическом отношении» и др. Особое значение имели выпущенные под эгидой Общества любителей древнерусского искусства публикации и исследования Фил.: «Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку конца XVI в.» (1873), «Подлинник сводной редакции XVIII в.» (1874): «Подлинник, — подчеркивал Фил., — служа богатым материалом для изучения художественных и религиозных воззрений в древней России, заключает в себе драгоценнейшие элементы древнехристианской иконографии» (Филимонов Г. По поводу издания Русского иконописного подлинника // Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку конца XVI в. М.: Унив. тип., 1873. С. 3).
Фил. участвовал во многих научных съездах и конгрессах как в России, так и за рубежом. В 1876 г. был участником от МП и РМ Международного конгресса ориенталистов в Санкт-Петербурге, регулярно участвовал в Археологических съездах, консультировал ученых и научные учреждения и общества из разных городов России. После смерти Ф. его вдова пожертвовала МП и РМ 12 витрин с собранными им археологическими древностями (Отчет Московского публичного и Румянцевского музеев за 1898 год. М., 1899. С. 7). В Отчете Музеев за 1898 г. подчеркивалось, что имя Фил. «должно занять одно из самых видных мест в летописи» Музеев, «деятельным тружеником которых покойный оставался до самого конца своей жизни. Благодаря своим научным познаниям и плодотворным научным трудам Г.Д. Филимонов являлся украшением Музеев» (Там же. С. 8).
Ф. ценил исследования Фил., посвященные византийскому и древнерусскому искусству, древнерусской иконографии. В 1892 г. заинтересовал его своим проектом построения обыденного храма Пресв. Троицы при МП и РМ. В статье С.С. Слуцкого в газете «Московские ведомости» (13 сентября 1892), представлявшей этот проект и написанной по мыслям и черновикам Ф., подчеркивалось возможное участие в этом проекте отделения христианских древностей в МП и РМ: «Для храма нужны были бы только стены; древние иконы древние иконы, священные сосуды и книги нашлись бы в хранилищах Музея, и хранение их в Музее получило бы тогда значение живое и вполне соответствующее православному благочестию. Да и весь отдел христианских древностей Музея получил бы удовлетворительное для христианского чувства значение, значение ризницы при храмах Музея, теснее, значительнее слившихся с жизнию Музея. Воссозданием Троицкой церковки в дополнение к Сергиевой церкви Музея благодарные ученики и друзья Музея дали бы ему случай жизненно и в особенно соответствующей ему форме участвовать в заветном церковном и историческом празднике Московской Руси» (III, 559). Сообщая С.С. Слуцкому о пожертвованиях на строительство храма, которые начали поступать в МП и РМ, Ф. писал: «Филимонов, который еще недавно советовал мне выдумать что-нибудь получше обыденных храмов (на что я отвечал, что обыденные храмы выдумал не я, а древняя Русь, а новая Русь даже в лице не всех археологов понимает значение этих храмов), а теперь тот же Филимонов предлагает мне чуть ли не в качестве пророка явиться к Дашкову и возвестить ему о необходимости построения храма, а я отвечал ему, что не лучше ли ему самому в качестве археолога явиться к Директору» (IV, 252–253).
Летом 1895 г. Ф. способствовал приезду Фил. в с. Троицкое-Лобаново Коломенской губ. и обследованию деревянной церкви Спаса Преображения, оставшейся от бывшего Спасо-Заворинского монастыря (Иванчин-Писарев Н.Д. Прогулка по древнему Коломенскому уезду. М., 1943. С. 26). О предании, что преп. Сергий останавливался в Троицком-Лобанове по дороге в Коломну и благословил строительство Спасо-Преображенской церкви, написал Ф. М.П. Азанчевский-Азанчеев, чье имение находилось в с. Троицкое-Лобаново, в ответ на его «Воззвание о доставлении сведений об обыденных храмах и жизни преп. Сергия Радонежского», опубликованное в 1894 г. в епархиальных ведомостях. Фил. отправился в Троицкое-Лобаново с целью подтвердить или опровергнуть данное предание. 5 июня 1895 г. М.П. Азанчевский-Азанчеев писал Ф.: «Меня крайне обрадовал и доставил громадное наслаждение своим приездом Георгий Дмитриевич, все что могли, осмотрели. На его заключение, церковь Спаса Преображение, что на Заварине — можно с положительностию считать времен преподобного Сергия и Димитрия Донского. Таким образом, эту церковь и все соединенное с нею народное предание можно считать богатым вкладом для жизнеописания преподобного ко дню 500-л<етия> открытия мощей» (РГАДА. Ф. 184. Оп. 1. Ед. хр. 1377. Л. 15–15 об.). В письме от 20 июня 1895 г. он привел длинный список предметов старины, находящихся в с. Троице-Лобаново и его окрестностях, составленный «по определению Георгия Дмитриевича Филимонова», включив в него подробнее описание самой деревянной церкви и хранящуюся там утварь, а также древностей, обнаруженных Филимоновым в других окрестных церквах, резюмируя: «В писцовой книге 1624 года значится, что тут проходила большая московская дорога из Москвы в Коломну. Это совпадает с народным преданием, о житии Св. Сергия — что он служил на месте, где церковь Спаса, благословил ее постройку, и не раз проходил мимо, по дороге из Москвы в Коломну, но именно когда, на это определенных положительных данных до сих пор еще не отыскано» (Там же. Л. 19–20 об.).
В 1898 г. Фил. смертельно заболел и отправился на Кавказ с целью лечения, где 26 мая скончался. 30 мая в Храме свт. Николая что на Старом Ваганьково состоялась панихида по Фил., на которой «присутствовал весь личный состав Музеев и многие из товарищей покойного по ученым обществам» (Отчет Московского публичного и Румянцевского музеев за 1898 год. С. 9). Ф. на панихиде не присутствовал: с конца марта 1898 г. он находился в Воронеже.
Соч. и изд.: Описание памятников древности церковного и гражданского быта Русского музея П. Коробанова / Сост. Г. Филимоновым. М.: Унив. Тип., 1849; О древней в России портретной живописи // Архив исторических и практических сведений, относящихся для России, издаваемый Николаем Калачевым. Кн. 1. М., 1859; Церковь св. Николая Чудотворца на Липне близ Новгорода. Вопрос о первоначальной форме иконостасов в русских церквах. М., 1859; Оклад Мстиславова Евангелия. Разбор древнейших финифтей в России. М.: Унив. Тип., 1861; Симон Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи. М., 1873; Каталог Отделения доисторических древностей московского публичного музея. М., 1873; Сборники… изданные Обществом древне-русского искусства при Московском публичном музее / Под ред. Г.Д. Филимонова. М., 1866–1873; Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку конца XVI в. с вариантами из списков Забелина и Филимонова. М.: Унив. Тип., 1873; Сводный иконописный подлинник XVIII века по списку Г. Филимонова. М.: Унив. Тип., 1874; Промышленность каменного века в Тульской губернии. М., 1876; Сванетия в доисторическом отношении. М., 1876; О доисторической культуре в Осетии. М., 1878; Самостоятельность русского стиля с точки зрения современной критики искусства на Западе. М.: Универ. тип., 1879; Описные книги царских палат Золотой и Грановитой, составленные Симоном Ушаковым в 1672 г. и изданные Обществом древнерусского искусства при Московском публичном музее / Под ред. И с предисл. Г.Д. Филимонова. М., 1882; Граф Н.П. Румянцев как археолог-собиратель // Сб. материалов для истории Румянцевского музея. Вып. 1. М., 1882; Описания складня XVI века, принадлежащего его императорскому величеству государю императору. СПб., 1884; Полный хронологический указатель всех марок на серебре Московской Оружейной палаты. М., 1892.
Лит.: Устав и протоколы заседаний Общества древнерусского искусства при Московском публичном музее. Кирпичников А.И. Воспоминания о Г.Д. Филимонове // Археологические известия и заметки Императорского Московского археологического общества. 1898. № 11–12. С. 360–368; Отчет Московского публичного и Румянцевского музеев за 1898 г. М., 1899. С. 8–10; Сотрудники Российской государственной библиотеки: Биобиблиогр. словарь. Московский публичный и Румянцевский музеи. 1862–1917 / Сост. Коваль Л.М., Теплицкая А.В. М.: Пашков дом, 2003; Филимоновские чтения. Вып. 1–2. М., 2004; Иванова Е.А. Отделение древностей Московского публичного и Румянцевского музеев // Румянцевский чтения. Роль библиотек в развитии и укреплении семейных ценностей и решении демографических проблем: материалы междунар. конф. (15–16 апреля 2008). М.: Пашков дом, 2008. С. 216–224; Коваль Л.М. В.А. Дашков. Тридцать лет во главе Московского публичного и Румянцевского музеев. М.: Пашков дом, 2009. С. 58, 98, 132, 176–180, 183, 244, 254, 257, 258, 295.