Каульбах Вильгельм фон: различия между версиями
Petrov (обсуждение | вклад) |
Petrov (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[Файл:Каульбах-Разрушение-Иерусалима.jpg|right| | + | [[Файл:Каульбах-Разрушение-Иерусалима.jpg|right|330px|мини|Вильгельм фон Каульбах. Разрушение Иерусалима. 1846. Германия. Мюнхен. Новая пинакотека.]]'''КАУЛЬБАХ ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН''' ('''WILHELM VON KAULBA)''' (15 октября 1805 г. Арользен — 07 апреля 1874 Мюнхен) — немецкий художник, представитель немецкой школы исторической живописи. |
С 1821 г. обучался в дюссельдорфской Академии художеств у ''П. фон Корнелиуса'', а с 1826 г. в мюнхенской Академии художеств, помогая Корнелиусу в росписи здания Глиптотеки. Интерес к большим историческим темам, к монументальным формам возник под влиянием фресковой живописи итальянского Возрождения и эстетики художников назарейцев. Вершиной творчества К. стали созданная им в 1834–1837 гг. картина «Битва гуннов» (Национальный музей, Познань) и величественное полотно «Разрушение Иерусалима Титом» (1846, Мюнхен. Новая Пинакотека), принесшие художнику славу и признание. По заказу прусского короля ''Фридриха Вильгельма IV'' он расписывает стены парадной лестницы берлинского Нового музея, построенного Фридрихом Августом Штюллером в 1855 г. Пространство колоссальной лестницы, по замыслу архитектора, должно было выражать идею ''прогресса'', движения человечества от древности к современности, что определило программу монументального цикла росписей, выполненных К. в композициях историко-символического содержания («Вавилонское столпотворение», «Разрушение Иерусалима», «Битва гуннов», «Гомер и греки», «Освобождение Гроба Господня», «Новое время»). В них в полной мере проявился талант и мастерство художника-монументалиста, использующего в работе древнюю и сложнейшую технику энкаустики (восковая живопись). «Цикл работ, целью которого было изобразить культурную историю человечества через несколько ключевых моментов, был не только большим и дорогим, но и «самым дорогим и монументальным живописным украшением музея в XIX веке» (Menke-Schwinghammer, Annemarie. 1994. Weltgeschichte als “Nationalepos”: Wilhelm von Kaulbachs Bilderzyklus im Berliner Nеuеn Museum, Berlin, 1994. S. 13). Росписи историко-философского характера, созданные в период 1847–1866 гг. для лестницы Нового музея в Берлине, вызвали большой интерес, сопровождаемый противоречивыми оценками. Директор Дрезденской галереи К. Верман указывал на отсутствие монументальной целостности и единства духовного содержания всех шести композиций. (''Верман К.'' История искусств всех времен и народов. Пер. с нем.: под ред. Д.В Айналова. СПб.: Изд. тов-во «Просвещение», 1913. Т. 3. С. 727). | С 1821 г. обучался в дюссельдорфской Академии художеств у ''П. фон Корнелиуса'', а с 1826 г. в мюнхенской Академии художеств, помогая Корнелиусу в росписи здания Глиптотеки. Интерес к большим историческим темам, к монументальным формам возник под влиянием фресковой живописи итальянского Возрождения и эстетики художников назарейцев. Вершиной творчества К. стали созданная им в 1834–1837 гг. картина «Битва гуннов» (Национальный музей, Познань) и величественное полотно «Разрушение Иерусалима Титом» (1846, Мюнхен. Новая Пинакотека), принесшие художнику славу и признание. По заказу прусского короля ''Фридриха Вильгельма IV'' он расписывает стены парадной лестницы берлинского Нового музея, построенного Фридрихом Августом Штюллером в 1855 г. Пространство колоссальной лестницы, по замыслу архитектора, должно было выражать идею ''прогресса'', движения человечества от древности к современности, что определило программу монументального цикла росписей, выполненных К. в композициях историко-символического содержания («Вавилонское столпотворение», «Разрушение Иерусалима», «Битва гуннов», «Гомер и греки», «Освобождение Гроба Господня», «Новое время»). В них в полной мере проявился талант и мастерство художника-монументалиста, использующего в работе древнюю и сложнейшую технику энкаустики (восковая живопись). «Цикл работ, целью которого было изобразить культурную историю человечества через несколько ключевых моментов, был не только большим и дорогим, но и «самым дорогим и монументальным живописным украшением музея в XIX веке» (Menke-Schwinghammer, Annemarie. 1994. Weltgeschichte als “Nationalepos”: Wilhelm von Kaulbachs Bilderzyklus im Berliner Nеuеn Museum, Berlin, 1994. S. 13). Росписи историко-философского характера, созданные в период 1847–1866 гг. для лестницы Нового музея в Берлине, вызвали большой интерес, сопровождаемый противоречивыми оценками. Директор Дрезденской галереи К. Верман указывал на отсутствие монументальной целостности и единства духовного содержания всех шести композиций. (''Верман К.'' История искусств всех времен и народов. Пер. с нем.: под ред. Д.В Айналова. СПб.: Изд. тов-во «Просвещение», 1913. Т. 3. С. 727). | ||
Версия 11:59, 7 января 2021
КАУЛЬБАХ ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН (WILHELM VON KAULBA) (15 октября 1805 г. Арользен — 07 апреля 1874 Мюнхен) — немецкий художник, представитель немецкой школы исторической живописи.
С 1821 г. обучался в дюссельдорфской Академии художеств у П. фон Корнелиуса, а с 1826 г. в мюнхенской Академии художеств, помогая Корнелиусу в росписи здания Глиптотеки. Интерес к большим историческим темам, к монументальным формам возник под влиянием фресковой живописи итальянского Возрождения и эстетики художников назарейцев. Вершиной творчества К. стали созданная им в 1834–1837 гг. картина «Битва гуннов» (Национальный музей, Познань) и величественное полотно «Разрушение Иерусалима Титом» (1846, Мюнхен. Новая Пинакотека), принесшие художнику славу и признание. По заказу прусского короля Фридриха Вильгельма IV он расписывает стены парадной лестницы берлинского Нового музея, построенного Фридрихом Августом Штюллером в 1855 г. Пространство колоссальной лестницы, по замыслу архитектора, должно было выражать идею прогресса, движения человечества от древности к современности, что определило программу монументального цикла росписей, выполненных К. в композициях историко-символического содержания («Вавилонское столпотворение», «Разрушение Иерусалима», «Битва гуннов», «Гомер и греки», «Освобождение Гроба Господня», «Новое время»). В них в полной мере проявился талант и мастерство художника-монументалиста, использующего в работе древнюю и сложнейшую технику энкаустики (восковая живопись). «Цикл работ, целью которого было изобразить культурную историю человечества через несколько ключевых моментов, был не только большим и дорогим, но и «самым дорогим и монументальным живописным украшением музея в XIX веке» (Menke-Schwinghammer, Annemarie. 1994. Weltgeschichte als “Nationalepos”: Wilhelm von Kaulbachs Bilderzyklus im Berliner Nеuеn Museum, Berlin, 1994. S. 13). Росписи историко-философского характера, созданные в период 1847–1866 гг. для лестницы Нового музея в Берлине, вызвали большой интерес, сопровождаемый противоречивыми оценками. Директор Дрезденской галереи К. Верман указывал на отсутствие монументальной целостности и единства духовного содержания всех шести композиций. (Верман К. История искусств всех времен и народов. Пер. с нем.: под ред. Д.В Айналова. СПб.: Изд. тов-во «Просвещение», 1913. Т. 3. С. 727).
В творчестве К. выразилось характерное для Германии и Европы второй половины XIX в. стремительное развитие монументально-исторического жанра в живописи, который воплощался во фресках, картинах, украшавших общественные здания, музеи, библиотеки, университеты, ратуши. Грандиозный масштаб произведений, назидательно-дидактическая трактовка исторических событий, апологетика протестантизма возбуждали интерес к творчеству К. и порождали бурную полемику. В России отклики этой полемики, как и подробное описание сюжета последней фрески цикла росписей лестницы Нового музея, впервые запечатлены в статье археолога и историка искусства К.К. Герца, который отмечает, что апофеоз Лютера, изображенного в центре композиции держащим над головой двумя руками Библию и символизирующего вершину всего движения западных народов, пришедших к реформации, оскорбляет католическую часть населения Германии, возбуждает вражду (Герц К.К. Новая фреска Каульбаха. Археологическая и художественная хроника. Часть I. 1857–1865 гг. // Герц К.К. Собр. соч., изд. Импер. Академией наук. СПб., 1901. Вып. 7. С. 203–206). О «громкой известности» произведений К. в Европе и России пишет В.В. Лесевич. Приводя подробное описание всех шести живописных композиций, он отмечает близость замысла художника духу русской культуры, тяготеющей к сюжетам столкновения нравственной и стихийной сил (Лесевич В.В. Фрески Каульбаха в Берлинском музее // Складчина. Литературный сборник, составленный из трудов русских литераторов в пользу пострадавшим от голода в Самарской губернии. СПб, 1874. С. 274).
Масштаб композиции и ее всеевропейская известность привлекли внимание Ф. Его представление о творчестве К. сложилось на основании описаний, содержащихся в книге фр. писателя и критика Т. Готье «Изящные искусства в Европе» (Théophile Gautier. Les beaux-art en Europe. Paris, 1857.) Вероятно, произведения К. были знакомы Федорову по репродукциям, о чем свидетельствует тщательный и детальный разбор сюжетов и композиции монументальных росписей, приведенный в работе «Вопрос о восстановлении всемирного родства. Средства восстановления родства. Собор». Тема значения монументального искусства последовательно развивается в этом сочинении, переплетаясь с историософскими, эстетическими и религиозными построениями мыслителя. Обращение к творчеству К. отражает общий контекст понимания Ф. живописи как «письма», «грамоты для неграмотных» (I, 315), наглядного изображения Священного Писания. Проективный образ храма-музея, всемирного собора, объединяющего в единой религии всех живущих для воскрешения всех умерших, является основанием оценки поучительного значения росписей Нового музея в Берлине. Проект храма-музея, вмещающий священные иконы, роспись стен с сюжетами библейской и мировой истории, приобретает значение Ерминии, определяющей содержание и программу живописного убранства пространства литургического действа, ведущего к истине. По мнению Ф., историософские представления, выраженные в цикле произведений К., уводят от понимания смысла истории, искажают истинное знание, которое несет Библия. Изображение истории человечества в ее основных этапах, завершающееся у К. триумфом реформации, по мнению Ф., указывает путь не к собору и всемирному родству, а к разделению и розни. Рассматривая росписи берлинского Нового музея как живописное выражение идеи прогресса и торжества современности, Ф. обращается к дидактическим возможностям толковательного экфрасиса, позволяющего донести до «ученых» и «неученых» смысл созданного К. монументального цикла.
Критическое прочтение живописи в свете идей эстетического супраморализма содержит описание композиций, созданных художником, что является лишь основанием для развития в проективном экфрасисе темы и сюжета картины в духе актуальной эсхатологии и активного христианства. Так Ф. трактует тему «Вавилонского столпотворения», утверждая необходимость дополнения композиции изображением ада, наполняемого жертвами не только стихийных сил природы, но и жертвами прямого небратства, рабства, разделения, поскольку «не один под-вавилонский, но и всякий подпромышленный городской ад заключает в себе жертвы не одной уже слепой силы природы» (I, 335). Эта картина, по мнению Ф., должна указывать на причины небратства и на путь преодоления розни. Противоположной идее соборности восточной церкви предстает и композиция Каульбаха, посвященная Реформации, изображающая обращение в протестантство посредством причащения. Причастие есть общение, объединение, противоположное смыслу протестантства, который Ф. видит в свободе и разъединении не только в деле, но и в мысли. Реформация как «собороборство» и «иконоборство» не может быть выражена изображением даже множества капелл (сект), на которые распадается протестантизм. «Протестанство можно, кажется, изобразить только хаосом, который произвел, подняв книгу — Библию — Лютер» (I, 337). Эта картина, изображающая хаос, как одно из следствий запрета изображений в храме могла бы стать завершением историософского цикла, в основу которого положена идея прогресса цивилизации, отвернувшейся от апокалиптических пророчеств и чаяния воскресения мертвых. Видя в творчестве Каульбаха отражение умонастроений Запада, Ф. воспринимает живописный цикл художника как наглядное изображение кризиса культуры и искусства, оторвавшихся от литургических корней христианской веры.
Лит.: Ostini F. von. W. von Kaulbach. Bielefeld, 1906; Lehmann E., Riemer E. Die Kaulbachs: eine Künstlerfamilie aus Arolsen. Arolsen, 1978; Верман К. История искусств всех времен и народов / Пер. с нем.: под ред. Д.В Айналова. Т. 3 .СПб.: Изд. товарищества «Просвещение», 1913; Герц К.К. Новая фреска Каульбаха. Археологическая и художественная хроника. Часть I. 1857–1865 гг. // Герц К.К. Собр. соч., изд. Импер. Академией наук. Вып. 7. СПб., 1901. С. 203–206; Лесевич В.В. Фрески Каульбаха в Берлинском музее // Складчина. Литературный сборник, составленный из трудов русских литераторов в пользу пострадавшим от голода в Самарской губернии. СПб, 1874. С. 265–277.