Меру: различия между версиями
Petrov (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''МЕРУ '''— священная гора в индийской мифологии, упоминаемая в «Махабхарате» и др. древн...») |
Petrov (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 9: | Строка 9: | ||
Меру в ряде случаев становится у Ф. также синекдохой всего земного шара как общей могилы всех поколений: «Земной шар и есть земная гора, действительная Меру наших предков» (I, 261). Рисуя эту картину, Ф. называет полюса ''земли'' двумя «вершинами», а экватор — «общим основанием, подошвою этих соединенных Меру» (I, 261). Это воображение должно помочь нам осознать ''родство'' и ''долг'' перед предками: «земля тогда только будет действительно Меру и Памиром, или Эдемом, когда все человечество будет родом; тогда и география будет родиноведением и так называемая всеобщая история станет отечественною или праотечественною» (I, 262). | Меру в ряде случаев становится у Ф. также синекдохой всего земного шара как общей могилы всех поколений: «Земной шар и есть земная гора, действительная Меру наших предков» (I, 261). Рисуя эту картину, Ф. называет полюса ''земли'' двумя «вершинами», а экватор — «общим основанием, подошвою этих соединенных Меру» (I, 261). Это воображение должно помочь нам осознать ''родство'' и ''долг'' перед предками: «земля тогда только будет действительно Меру и Памиром, или Эдемом, когда все человечество будет родом; тогда и география будет родиноведением и так называемая всеобщая история станет отечественною или праотечественною» (I, 262). | ||
− | Функция Меру в философии Ф. остается маргинальной. Ее заменяет Памир как настоящее местоположение рая и могилы праотца. | + | Функция Меру в философии Ф. остается маргинальной. Ее заменяет [[Памир]] как настоящее местоположение рая и могилы праотца. |
− | <div align="right">''М. Мильчарек ''</div> | + | <div align="right"> [[Мильчарек |'' М. Мильчарек'']]</div> |
Текущая версия на 13:35, 11 января 2021
МЕРУ — священная гора в индийской мифологии, упоминаемая в «Махабхарате» и др. древнеиндийских текстах, индуистский «Олимп» и «достигающее неба» (I, 261) жилище богов.
Согласно верованиям, находилась на северных окраинах Индии. Остается воплощением древнего культа священных вершин, отождествляемых с центром вселенной, axis mundi: «гора Меру сливалась в представлении народов со стержнем, с осью мира, около которой вращалось созвездие Медведицы» (I, 226). Ф. часто ставил ее в одном ряду с почитаемыми горами др. народов: иерусалимской Морией, Эльбрусом, Араратом, Олимпом и др. (I, 226).
Меру является также воплощением «Эдема» — древнего рая, «первоотечества человеческого рода» (II, 43). Таким образом, она остается мифической могилой праотца. В виде Меру пришедшие в Индию арии могли сохранить смутную память о расположенной на севере прародине. Реальным первообразом Меру как символической «горы предков» (I, 261), был для Ф. Памир — предполагаемая прародина всех арийских народов (или даже всего человечества), «рай арийский» (III, 464).
Согласно Ф., прошлое должно быть восстановлено в будущем — и в этой перспективе Меру является целью наших действий и завершением дела воскрешения. Меру — это одновременно мифическое начало и конец истории.
Меру в ряде случаев становится у Ф. также синекдохой всего земного шара как общей могилы всех поколений: «Земной шар и есть земная гора, действительная Меру наших предков» (I, 261). Рисуя эту картину, Ф. называет полюса земли двумя «вершинами», а экватор — «общим основанием, подошвою этих соединенных Меру» (I, 261). Это воображение должно помочь нам осознать родство и долг перед предками: «земля тогда только будет действительно Меру и Памиром, или Эдемом, когда все человечество будет родом; тогда и география будет родиноведением и так называемая всеобщая история станет отечественною или праотечественною» (I, 262).
Функция Меру в философии Ф. остается маргинальной. Ее заменяет Памир как настоящее местоположение рая и могилы праотца.