Подолинский Сергей Андреевич: различия между версиями

Материал из Энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:|right|180px|Podolinskij.jpg|Подолинский Сергей Андреевич]]'''ПОДОЛИНСКИЙ''' Сергей Андреевич (19(31) июля 1850, с. Ярославка Звенигородского у., Киевской губ. — 30 июня (12 июля) 1891, Киев) — врач, мыслитель, общественный деятель, публицист представитель ''русского космизма.''  
+
[[Файл:Podolinskij.jpg|right|180px||Подолинский Сергей Андреевич]]'''ПОДОЛИНСКИЙ''' Сергей Андреевич (19(31) июля 1850, с. Ярославка Звенигородского у., Киевской губ. — 30 июня (12 июля) 1891, Киев) — врач, мыслитель, общественный деятель, публицист представитель ''русского космизма.''  
  
 
Сын поэта пушкинской плеяды А.И. Подолинского и М.С. Кудашевой (в замуж. — Подолинской). По материнской линии — двоюродный брат ''Н.А. Бердяева''. В 1867 г. поступил на естественное отделение физико-математического ф-та Императорского университета Св. Владимира в Киеве, к-рый закончил в ноябре 1871 г. со степенью кандидата естественных наук. В 1872 г. уехал за границу для продолжения образования. Зимой 1872 г. в Музее естественной истории в Париже прослушал курс лекций о явлениях жизни, общих для растительных и животных организмов, французского физиолога К. Бернара, к-рому позднее посвятил статью в журнале «Дело» (1879, № 2). Весной 1873 г. в университете г. Цюриха занимался в гистологической лаборатории В.К. Гейнса (псевд. — Фрей), посещал курс лекций по физиологии проф. Л. Германа, в физиологической лаборатории к-рого исследовал роль гемоглобина в процессе переноса кровью окиси углерода и окиси азота. В 1873–1876 гг. периодически приезжая в г. Бреслау (ныне — г. Вроцлав, Польская республика), учился и работал в Физиологическом ин-те при Университете Бреслау под руководством нем. физиолога и гистолога Р. Гейденгайна. В 1876 г. защитил диссертацию, посвященную роли в процессе пищеварения панкреатических белковых ферментов, и получил ученую степень доктора медицины. Результаты исследования были использованы И.П. Павловым, работавшим в лаборатории Р. Гейденгайна летом 1877 г.  
 
Сын поэта пушкинской плеяды А.И. Подолинского и М.С. Кудашевой (в замуж. — Подолинской). По материнской линии — двоюродный брат ''Н.А. Бердяева''. В 1867 г. поступил на естественное отделение физико-математического ф-та Императорского университета Св. Владимира в Киеве, к-рый закончил в ноябре 1871 г. со степенью кандидата естественных наук. В 1872 г. уехал за границу для продолжения образования. Зимой 1872 г. в Музее естественной истории в Париже прослушал курс лекций о явлениях жизни, общих для растительных и животных организмов, французского физиолога К. Бернара, к-рому позднее посвятил статью в журнале «Дело» (1879, № 2). Весной 1873 г. в университете г. Цюриха занимался в гистологической лаборатории В.К. Гейнса (псевд. — Фрей), посещал курс лекций по физиологии проф. Л. Германа, в физиологической лаборатории к-рого исследовал роль гемоглобина в процессе переноса кровью окиси углерода и окиси азота. В 1873–1876 гг. периодически приезжая в г. Бреслау (ныне — г. Вроцлав, Польская республика), учился и работал в Физиологическом ин-те при Университете Бреслау под руководством нем. физиолога и гистолога Р. Гейденгайна. В 1876 г. защитил диссертацию, посвященную роли в процессе пищеварения панкреатических белковых ферментов, и получил ученую степень доктора медицины. Результаты исследования были использованы И.П. Павловым, работавшим в лаборатории Р. Гейденгайна летом 1877 г.  

Версия 23:30, 2 февраля 2019

Подолинский Сергей Андреевич

ПОДОЛИНСКИЙ Сергей Андреевич (19(31) июля 1850, с. Ярославка Звенигородского у., Киевской губ. — 30 июня (12 июля) 1891, Киев) — врач, мыслитель, общественный деятель, публицист представитель русского космизма.

Сын поэта пушкинской плеяды А.И. Подолинского и М.С. Кудашевой (в замуж. — Подолинской). По материнской линии — двоюродный брат Н.А. Бердяева. В 1867 г. поступил на естественное отделение физико-математического ф-та Императорского университета Св. Владимира в Киеве, к-рый закончил в ноябре 1871 г. со степенью кандидата естественных наук. В 1872 г. уехал за границу для продолжения образования. Зимой 1872 г. в Музее естественной истории в Париже прослушал курс лекций о явлениях жизни, общих для растительных и животных организмов, французского физиолога К. Бернара, к-рому позднее посвятил статью в журнале «Дело» (1879, № 2). Весной 1873 г. в университете г. Цюриха занимался в гистологической лаборатории В.К. Гейнса (псевд. — Фрей), посещал курс лекций по физиологии проф. Л. Германа, в физиологической лаборатории к-рого исследовал роль гемоглобина в процессе переноса кровью окиси углерода и окиси азота. В 1873–1876 гг. периодически приезжая в г. Бреслау (ныне — г. Вроцлав, Польская республика), учился и работал в Физиологическом ин-те при Университете Бреслау под руководством нем. физиолога и гистолога Р. Гейденгайна. В 1876 г. защитил диссертацию, посвященную роли в процессе пищеварения панкреатических белковых ферментов, и получил ученую степень доктора медицины. Результаты исследования были использованы И.П. Павловым, работавшим в лаборатории Р. Гейденгайна летом 1877 г.

Сблизившись в годы учения в Университете Св. Владимира с демократически и революционно настроенной молодежью, П. посещал кружок проф. Н.И. Зибера, где изучал произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, в частности «Капитал», «Манифест коммунистической партии», «Положение рабочего класса в Германии» и др. В 1871 г. принимал участие в нелегальном студенческом съезде, проходившем в Санкт-Петербурге. В 1872 г. в Париже познакомился с П.Л. Лавровым, а в Лондоне — с К. Марксом, в Цюрихе принял деятельное участие в организации журнала «Вперед!», написал для него ряд статей, в том числе «Очерк развития Международной ассоциации рабочих» (Вперед. 1873. Т. 1. С. 110–177; 1874. Т. II. С. 74–121). Сотрудничал с русскими и украинскими революционными деятелями народнического и социалистического направления, в том числе П.Л. Лавровым, М.П. Драгомановым, Н.И. Зибером, В.Н. Смирновым, сестрами В.Н. и Е.Н. Фигнер и др. В период жизни жизни за границей участвовал в организации в Вене издания книг для народа, написав для народной серии ряд брошюр на русском и украинском языках, стилизованных под народные сказки, в которых критиковал капиталистическое хозяйствование и отстаивал принципы социализма: «Паровая машина» (1875), «Про бiдность. Розмова перва» («Про бедность. Разговор первый», 1875), «Про хлiборобство» («О земледелии», 1877) планировал издание народного журнала. Был украинофилом, участвовал в организации и издании украинского политического журнала «Громада» (первый номер вышел в 1880 г.). В 1879 г. в опубликованной на французском языке в парижской газете «La Reforme» статье «Нигилизм в России» выступил с критикой статьи П.Л. Лаврова «Социалистическое движение в России», осудив тактику индивидуального террора, подчеркивая, что нигилизм, как деструктивная сила, в процессе общественной эволюции должен быть заменен творческим началом социализма (см.: Чесноков В.С. Сергей Андреевич Подолинский. С. 124).

П. призывал реформировать идею хождения в народ: не сезонный выход в село, опошляющий идею служения интеллигенции народу, понижающий «хождение» «до летней прогулки с сильными ощущениями», но «переход в народ», «поселение среди народа»; отстаивал необходимость легального, по собственному, а не по поддельному паспорту, проживания среди народа (С.А. Подолинский — В.Н. Смирнову. 4 мая 1876 // Чесноков В.С. Сергей Андреевич Подолинский. 1850–1891. М., 2006. С. 200–201). Во второй половине 1874 г., приехав на время из-за границы, поселился в деревне, занимаясь медицинской практикой, принимая в день по 40–60 больных, посещая окрестные села, уча крестьянских детей. После защиты диссертации, вернувшись на родину и получив в ноябре 1876 г. после испытаний на медицинском факультете Университета Св. Владимира степень «лекаря», вел врачебную практику в сельской местности, собирая и систематизируя демографические и этнографические данные, исследуя санитарно-гигиеническое состояние деревни, собирая статистику заболеваний, эпидемий, смертей. Эти материалы П. обобщил в серии докладов и статей, посвященных влиянию условий жизни и быта на здоровье сельского населения юга России. В своих работах наметил ряд мер по улучшению благоустройства городов: высадка деревьев по краям улиц, разведение садов, регулярный вывоз мусора, запрет на строительство заводов и фабрик в городской черте, проведение каналов и т.д., предлагал ряд мер к расширению медицинской помощи сельскому населению.

Сторонник социалистических форм хозяйствования, предполагающих взаимодействие, а не борьбу индивидов, П. подчеркивал их экономическую эффективность и нравственную цельность. Критикуя идеи социал-дарвинизма, он призывал перейти от борьбы за существование между людьми к борьбе всех людей, солидарных между собой, против природы (Подолинский С. Громадiвство и теориjа Дарвiна // Громада. № 1. С. 5–26). Обосновывал необходимость использования в хозяйственной деятельности человечества новых источников энергии, в том числе энергии солнца.

В 1880 г. напечатал в № 4–5 петербургского журнала «Слово» работу «Труд человека и его отношение к распределению энергии», в к-рой выдвинул концепцию труда как фактора негэнтропии. Рассматривая энергетические процессы на планете Земля с точки зрения динамики рассеяния — сбережения — увеличения энергии, П. указывал на то, что живые существа, начиная с растений, обладают способностью накапливать энергию, получаемую ими от Солнца, и претворять ее в новые, высшие формы энергии. Своей высшей точки этот процесс достигает в труде человека и домашних животных. Их труд, представляя собой проявление «общей мировой энергии», имеет своим результатом «увеличение количества превратимой энергии на земной поверхности», создавая необходимую разницу потенциалов между процессами концентрации и потери энергии.

Такое представление о труде, по мысли П., налагает особую, планетарную, ответственность на человека. Между тем его труд подчас служит не только умножению, но и расхищению энергии, когда к естественному ее рассеянию в природе присоединяется рассеяние, вызванное неразумным и недальновидным действием людей. К такому расхищению относятся войны, производство предметов роскоши, непроизводительное потребление энергии и, наконец, снижение народонаселения. Выступая против теории Мальтуса, П. указывал, что при уменьшении темпов роста населения снижается и рост накопляемой энергии, ибо она слагается из энергийного бюджета каждого живущего на земле человека. «Только общество со стремлением к быстрому накоплению энергии может быстро идти вперед», поэтому попытки ограничить народонаселение прямо служат возрастанию энтропии. Бороться с недостатком продуктов питания и нехваткой энергии нужно не снижением рождаемости, а максимально широким использованием солнечной энергии в производстве и искусственным синтезом пищи, позволяющим приготовить «питательные вещества из неорганических материалов» (Подолинский С.А. Труд человека и его отношение к распределению энергии // Подолинский Сергей Андреевич. М., 1991. С. 81 и др.).

Работа «Труд человека и его отношение к распределению энергии» вызвала широкий интерес в социалистических кругах, была переведена и опубликована в разных версиях на французском, немецком, итальянском языках (см.: Чесноков В.С. Сергей Андреевич Подолинский. С. 75). Французскую версию статьи П. 30 марта 1880 г. послал К. Марксу, получив его благожелательный отклик. В архиве Маркса сохранился конспект статьи П. (в рус. пер.: Указ. соч. С. 187–192).

Свои выводы П. стремился применить к обоснованию идеи социализма как высшей общественной формы и эффективного типа хозяйствования. В работе «Социализм и единство физических сил» («Il socialismо e l’unita delle force fisiche // La plebe.1881. № 3, 4) рассматривал капитализм и социализм с точки зрения их связи с процессами рассеяния и накопления энергии. По мысли П., степень эффективности в накоплении энергии зависит от степени человеческой солидарности. Капиталистический строй, отнимая продукты труда у рабочих, а в эпохи кризиса плодя безработицу, рассеивает энергию человечества, в то время как социализм, справедливо распределяя продукты труда, обеспечивая рабочим не только занятость, но и время для саморазвития, развивая медицину и гигиену и обеспечивая доступ к ее достижениям всем, способствует накоплению энергии на планете Земля. Статья П. вызвала обмен письмами между Марксом и Энгельсом, в к-рых Энгельс, признавая заслугу П. в том, что он открыл влияние человеческого труда на процессы накопления солнечной энергии, выступил против перенесения физической теории на экономические отношения, подчеркнув что последние «совершенно невозможно выразить <…> в экономических мерах» (Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 35. С. 109–111).

Представления П. о жизни как определяющем факторе роста энергетического баланса Земли, о труде человека и животных как силе, служащей увеличению энергии, превращению ее низших форм в высшие, предвосхищают идеи Н.А. Умова об антиэнтропийной сущности жизни, биосферные и ноосферные идеи В.И. Вернадского.


Соч.: Подолинский Сергей Андреевич. М., 1991; Труд человека и его отношение к распределению энергии. Изд. 2. М., 2005; Воспоминания; Из переписки; Труд человека и его отношение к распределению энергии // С. 192–300.

Лит.: Огурцов А.П. Предисловие // Г. Одум и Э. Одум. Энергетический базис человека и природы. М.: Прогресс, 1978. С. 7–22; Кузнецов П.Г. «Его действительное открытие…» // Подолинский Сергей Андреевич. М.: Ноосфера, 1991. С. 7–10; Чесноков В.С. Подолинские и Бердяевы: родственные связи // Вопросы истории. 1992. № 8–9. С. 156–158; Чесноков В.С. Сергей Андреевич Подолинский. 1850–1891. М.: Наука, 2006.