Штирнер Макс: различия между версиями
Petrov (обсуждение | вклад) (Новая страница: «right|220px|Макс Штирнер'''ШТИРНЕР '''Макс (25 окт. 1806, Байрейт — 26 июня 1856, Берлин…») |
Petrov (обсуждение | вклад) |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[Файл:Stirner.jpg|right|220px|Макс Штирнер]]'''ШТИРНЕР '''Макс | + | [[Файл:Stirner.jpg|right|220px|мини|Макс Штирнер]]'''ШТИРНЕР '''Макс [25 окт. 1806, Байрейт — 26 июня 1856, Берлин] — нем. философ-идеалист, апологет индивидуализма, теоретик анархизма. |
Первичная и единственная реальность бытия и сознания, согласно Ш., это индивид, «Я», и она противопоставляется всем социальным формам. Свои воззрения в области философии, этики и права Ш. развивал в кн. «Единственный и его собственность» (1844). В историко-философской традиции подобные воззрения принято трактовать в терминах нигилизма и ''эгоизма''. Ш. вместе с ''Ницше'' часто ставятся вместе («метафизики индивидуализма», по определению Э. Фурньер) и воспринимаются как ключевые фигуры западной философии, в к-рых индивидуализм доходит до своих крайних форм выражения, реализуя, тем самым, заложенные в ее основах принципы, определившие ее судьбу. При этом считается, что идеи Ницше Ш. высказал до него еще в 1844 г. (Джон-Генри Маккай). ''В.А. Кожевников'', раскрывая особенности философского мировидения Ф., его взгляд на историю развития философии, пишет: «Под надвигающейся грозой революции 1848 г. символ веры Штирнера, также как под грохот пушек Франко-прусской войны мысли Ницше должны были показаться несвоевременными… но прямота и радикальность того и другого вознесли их, после временного непонимания, на высоту заслуженной ими известности, и то, что век, похваляющийся любовью к солидарности и коллективизму, окончился под громкий хор похвал самому решительному проповеднику индивидуализма Фридриху Ницше, — этот факт сам по себе есть уже блестящее указание на то, к чему не только в сфере чистого мышления, но и в области нравственного должна прийти западная философия , остающаяся верною своей точке отправления» (''Кожевников'' 2004, 118). | Первичная и единственная реальность бытия и сознания, согласно Ш., это индивид, «Я», и она противопоставляется всем социальным формам. Свои воззрения в области философии, этики и права Ш. развивал в кн. «Единственный и его собственность» (1844). В историко-философской традиции подобные воззрения принято трактовать в терминах нигилизма и ''эгоизма''. Ш. вместе с ''Ницше'' часто ставятся вместе («метафизики индивидуализма», по определению Э. Фурньер) и воспринимаются как ключевые фигуры западной философии, в к-рых индивидуализм доходит до своих крайних форм выражения, реализуя, тем самым, заложенные в ее основах принципы, определившие ее судьбу. При этом считается, что идеи Ницше Ш. высказал до него еще в 1844 г. (Джон-Генри Маккай). ''В.А. Кожевников'', раскрывая особенности философского мировидения Ф., его взгляд на историю развития философии, пишет: «Под надвигающейся грозой революции 1848 г. символ веры Штирнера, также как под грохот пушек Франко-прусской войны мысли Ницше должны были показаться несвоевременными… но прямота и радикальность того и другого вознесли их, после временного непонимания, на высоту заслуженной ими известности, и то, что век, похваляющийся любовью к солидарности и коллективизму, окончился под громкий хор похвал самому решительному проповеднику индивидуализма Фридриху Ницше, — этот факт сам по себе есть уже блестящее указание на то, к чему не только в сфере чистого мышления, но и в области нравственного должна прийти западная философия , остающаяся верною своей точке отправления» (''Кожевников'' 2004, 118). |
Текущая версия на 12:02, 15 февраля 2019
ШТИРНЕР Макс [25 окт. 1806, Байрейт — 26 июня 1856, Берлин] — нем. философ-идеалист, апологет индивидуализма, теоретик анархизма.
Первичная и единственная реальность бытия и сознания, согласно Ш., это индивид, «Я», и она противопоставляется всем социальным формам. Свои воззрения в области философии, этики и права Ш. развивал в кн. «Единственный и его собственность» (1844). В историко-философской традиции подобные воззрения принято трактовать в терминах нигилизма и эгоизма. Ш. вместе с Ницше часто ставятся вместе («метафизики индивидуализма», по определению Э. Фурньер) и воспринимаются как ключевые фигуры западной философии, в к-рых индивидуализм доходит до своих крайних форм выражения, реализуя, тем самым, заложенные в ее основах принципы, определившие ее судьбу. При этом считается, что идеи Ницше Ш. высказал до него еще в 1844 г. (Джон-Генри Маккай). В.А. Кожевников, раскрывая особенности философского мировидения Ф., его взгляд на историю развития философии, пишет: «Под надвигающейся грозой революции 1848 г. символ веры Штирнера, также как под грохот пушек Франко-прусской войны мысли Ницше должны были показаться несвоевременными… но прямота и радикальность того и другого вознесли их, после временного непонимания, на высоту заслуженной ими известности, и то, что век, похваляющийся любовью к солидарности и коллективизму, окончился под громкий хор похвал самому решительному проповеднику индивидуализма Фридриху Ницше, — этот факт сам по себе есть уже блестящее указание на то, к чему не только в сфере чистого мышления, но и в области нравственного должна прийти западная философия , остающаяся верною своей точке отправления» (Кожевников 2004, 118).
Сам «символ веры» Ш. достаточно полно выражен в следующих словах из его знаменитой книги: «Божественное — дело Бога, человеческое — дело человечества. Мое же дело не божественное и не человеческое, не дело истины и добра, справедливости, свободы и т. д., это исключительно мое, и это дело, не общее, а единственное — так же как и я — единственный. Для Меня нет ничего выше Меня» (Единственный и его собственность. С.9). Таково ключевое противопоставление «общего дела» (важнейшее понятие в системе Ф.) и «единственного дела» Ш., сущностно разводящее данные философские мироустановки.
Ф. говорит о Ш. как правило в паре с Ницше, уделяя критике последнего гораздо больше места. При этом он считает их едиными выразителями имморализма, противостоящего супраморализму. Один из разделов работы Ф. «Супраморализм» так и называется «Супраморализм, или объединение для воскрешения, как совершенная противоположность имморализму Макса Штирнера и Ницше». Здесь Ф. пишет: «“Я единственный и ничего другого не признаю”, — сказал Макс Штирнер; с этим согласен и Фридрих Ницше, и в этом заключается последний ответ на «познай самого себя», бывшее началом философских блужданий» (I, 411). В другом месте в письме В.А. Кожевникову Ф. добавляет к этой паре и Л.Н. Толстого, называя их пророками своего века: «М. Штирнер, Ф. Ницше и Л. Толстой — вот три пророка конца XIX века. Это, кажется, уже последнее слово в знании самого себя только» (IV, 423). В статье «Христианство против ницшеанства» Ф. также рядополает фигуры Штирнера, Ницше и Толстого, называя двух последних «философами тьмы»: «Активное христианство есть реакция против двух философов тьмы: Ницше (с которым сливается его, теперь воскресший из мрака забвения, предшественник Макс Штирнер) и Л. Толстого» (II, 144).
Самого Ш. Ф полагает «предтечей Ницше»: «Супраморализм составляет полную противоположность духу Запада: во-первых, он противоположен имморализму Ницше — последнего философа с его предтечею Максом Штирнером, — который хотя и перешел за пределы добра, но остается в пределах зла» (I, 429). Однако, в «Заметках о Ницше» последнего Ф. называет не последователем, а исказителем Ш., выражая к нему некую симпатию: «Кажется, только Макс Штирнер был один искренен, последователен. Называя Бога — конечно, одинокого — эгоистом, он себя считает единственным. Поэтому Ницше нужно считать не последователем, а исказителем Штирнера» (III, 276).
Эволюция идей Ш. представлена Ф. как становление базовых концептов всей западной философии, начиная от сократовского тезиса «Познай самого себя», картезианского «Познаю, следовательно, существую», фихтеанского «Я — познающее и есть существующее», и завершающееся в позициях Ш. и Ницше: «Итак: «Возлюби себя всею душою твоею, всем сердцем твоим», — заключают Штирнер и Ницше, т. е. найди в себе себя, будь единственным и ничего, кроме себя, не признавай…» (I, 394). Этой максиме индивидуализма Ф. противопоставляет один из главных тезисов супраморализма: «Познайте себя в отцах, и отцов в себе, и будете братством сынов; тогда, осуждение (критика) заменится искуплением, искуплением не словом лишь, а делом, т. е. воскрешением, и тогда будем воистину учениками Христовыми» (I, 394).
Индивидуалистический путь Ш., согласно Ф., ведет к гибели: «“Я” — Единственный, и все — мое достояние!», то есть окончательно отречься от единства и единения с себе подобными и тем и себя, и всех обречь на гибель» (II, 70). Иными словами, теоретический постулат, т. е. «слово без дела» с точки зрения Ф. приводит уже к практическому гибельному результату в виде бессмысленного круговорота рождений и смертей — итогу философии бездействия.
Соч.: Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков, 1994.
Лит.: Курчинский М.А. Апостол эгоизма: Макс Штирнер и его философия анархии. Критический очерк. М., 2007.