Зверев Стефан Егорович: различия между версиями

Материал из Энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
м (Petrov переименовал страницу Зверев С.Е. в Зверев Стефан Егорович)
 
Строка 1: Строка 1:
 +
[[Файл:Зверев Стефан.jpg|right|260px|мини|С.Е. Зверев.]]'''ЗВЕРЕВ''' Стефан Егорович (23 марта (4 апреля )1860, Москва — 16 марта 1920, Воронеж), краевед, археограф, общественный и музейный деятель.
  
 +
Сын дьячка. Окончил Перервинское духовное училище (1873), Вифанскую духовную семинарию (1880) и Московскую духовную академию (1884), где слушал лекции известного историка В.О. Ключевского. В 1885–1887 гг. — инспектор Рязанской духовной семинарии. Преподаватель церковной и гражданской истории Воронежской духовной семинарии в 1887–1894 гг. Одновременно секретарь Губернского статистического комитета (1891–1894), занимался систематизацией его коллекций и архива; редактор-составитель «Памятных книжек Воронежской губернии» (1891–1894). В августе 1894 г. принял сан священника, в 1894–1918 — настоятель домовой церкви во имя Михаила Архангела и законоучитель в ''Воронежском Михайловском кадетском корпусе''. Инициатор создания и руководитель ''губернского музея'' (основан в 1894) до 1918, один из организаторов тематических ''выставок в губернском музее'' (с 1896). Один из учредителей и правитель дел Воронежской ученой архивной комиссии (1901–1918), редактор ее «Трудов» (вып. 1–2, 4–5). Занимался разнообразными проблемами светской и церковной истории воронежского края, руководил археологическими раскопками. Подготовил к изданию ряд документов ХVII–ХVIII вв. из центральных и местных архивов, в том числе «Древние акты Воронежского Покровского девичьего монастыря» (Рязань, 1890) и др.; составил библиографический указатель «Книги, брошюры и листы воронежской печати» (1904). Опубликовал духовное завещание св. Митрофана (1897), переписку архиепископа Антония (Смирницкого) и др. В ряде статей отстаивал версию о существовании Воронежа в XII в. Участвовал в работе археологических съездов (начиная с IX-го). Умер от тифа, похоронен на Новостроящемся кладбище (не сохранилось).
 +
 +
Знакомство друга и ученика Ф. ''Н.П. Петерсона'' со З. следует отнести к 1894 г., предположительно ко времени открытия губернского музея в начале сентября. В 1895 г. началось общение Ф. со З. (он впервые упоминает З. в письме к Петерсону от 15 ноября 1895 (IV, 299) как с человеком, имеющим общий с ним интерес к прошлому. Ф. хотел бы знать, было ли в 1891 г. отмечено в Воронеже 500-летие со дня кончины преподобного Сергия Радонежского. И хотя Ф. и Петерсону со З. «приходится видеться и редко, и все только наскоро» (IV, 368), надо полагать, что на протяжении 1896–1899 гг. общение было регулярным. Ф. выразил благодарность З. как одному из лиц, сообщивших сведения, которые легли в основу статьи «О значении обыденных церквей вообще и в наше время (время созыва конференции мира) в особенности» (III, 5). Ф. заинтересовал З. своими музейными проектами, и по его инициативе Воронежский губернский музей стал устраивать тематические ''выставки''. Во время периодического пребывания Ф. в Воронеже в 1896–1899 гг. их было организовано шесть: Коронационная, к 100-летию со дня смерти императрицы Екатерины II, выставка гравюр религиозного содержания, посвященная святителю Митрофану, столетию печатного дела в Воронеже и Рождественская. О трех выставках Ф. опубликовал специальные статьи.
 +
 +
В 1898 Ф. подготовил три проповеди на тему об ''умиротворении'': «Проповедь на день тезоименитства государя императора Николая II (6 декабря)» (III<nowiki>, 447–448), «Беседа в храме Кадетского корпуса по поводу циркуляра 12-го августа о сокращении вооружений, произнесенная в день Рождества Христова на текст “Слава в вышних Богу [и] на земле мир”» (</nowiki>IV, 186–187) и «Беседа на новый 1899 год» (II, 312–314). Возможно, все они предлагались для прочтения З. в домовом храме Михаила Архангела в Кадетском корпусе. Однако, как сообщали Ф. и Петерсон в письме ''В.А.&nbsp;Кожевникову'' от 2–3 декабря 1898 г., «проповедь на 6-ое декабря хотя и взял св. Зверев, но хочет ее разбавить, что не быть трубою чужих слов, как он выразился, признавая по ошибке, конечно, общее, родственное всем за чужое. Ко 2-му слову на день Рождества Христова, которое предполагалось произнести в Кадетском корпусе на текст “''На земле мир''”, Зверев отнесся холодно» (IV, 357). В конечном итоге З. была произнесена только «Беседа на Новый 1899 год» «в сокращенном, впрочем, виде» (II, 312), в церкви кадетского корпуса.
 +
 +
З. был знаком с В.А. Кожевниковым. Сохранились два его письма к нему, от 22 октября 1898 (IV, 666) и от 30 апреля 1899 (IV, 668). З. выражает благодарность за пожертвования, поступившие в музей от продажи книги Кожевникова «Философия чувства и веры в ее отношении к литературе и рационализму ХVIII века и к критической философии» (М., 1897). В несохранившемся письме речь шла о приглашении Кожевникова прочесть лекции в пользу музея и участвовать в готовящейся Рождественской выставке (Д., 341). Решение направить средства от продажи книги в Воронеж Кожевников принял в 1897&nbsp;г. под влиянием Ф.: «Касательно Вашего пожертвования и мне хотелось бы, чтобы деньги, вырученные от продажи Вашего нового сочинения, поступили на усиление средств библиотеки при Воронежском Музее. К сожалению, Библиотека и Музей в Воронеже не составляют одного учреждения, и, конечно, следует пожертвовать второму, который сделал выставки необходимою принадлежностью Музея, т.е. не Библиотеке, а Музею, пожелав им теснейшего соединения» (IV, 318). З. был благодарен Кожевникову за его намерение (IV, 607). Получив книгу, он передал экземпляры профессору семинарии И.П. Назарьеву и ''Е.Л. Маркову'' для «отзыва» (IV, 608), газетную рецензию написал только первый из них (см.: ''А.'' Новая книга // Воронежский телеграф. 1898. 1 мая). По предложению З. 17 февраля 1899&nbsp;г. Кожевников был избран почетным членом Воронежского губернского статистического комитета (Воронежские губернские ведомости. 1899. 17 марта).
 +
 +
Общаясь с Ф., З., как и многие из его современников, не отдавал себе отчета в том, что имеет дело с великим мыслителем. З. пережил Ф. более чем на полтора десятилетия, но никогда не упомянул его имени и нигде не сказал о его инициативе в проведении музейных выставок. Имя Ф. названо только в отчете музея за 1899 г., где он, наряду с Н.П.&nbsp;Петерсоном, значится в числе жертвователей. Характерно и невнимательное отношение З. к переданному в музей ''письму Ф.М. Достоевского'' и к просьбам Петерсона разыскать это письмо. Ситуация с письмом отражена в письмах Петерсона к Кожевникову от 1 октября и 26 декабря 1903 г. При отъезде из Воронежа Петерсон отдал письмо «на хранение в Воронежский Губернский Музей; в начале августа я писал Звереву, чтобы он прислал мне точную копию письма Достоевского, но до сих пор никакого ответа не имею» (IV, 621). Три месяца спустя он вновь писал Кожевникову: «Я очень рад, что оно (письмо.&nbsp;— ''А.А.'') оказалось в Румянцевском Музее, и совершенного, конечно, согласен на то, чтобы оно там навсегда и осталось,&nbsp;— Воронежский музей за свою небрежность справедливо лишен этого дара. Я писал Звереву несколько раз, и он ни слова мне не ответил; когда же я обратился к нему чрез свою дочь, живущую в Воронеже, то он сказал, что никак разыскать письмо не может, и обещал поискать письмо, когда окончатся Митрофаниевские торжества по случаю двухсотлетия со дня успения св. Митрофана» (IV, 622–623).
 +
 +
Личный фонд З. в начале 1920-х гг. хранился в ГАВО, ныне часть его (письма разных лиц к З.) находится в ЦГАМе. Ф. упоминается в письме ''В.И''. ''Срезневского'' от 27 февраля 1899 (IV, 668). Каких-либо сведений о Ф. в разрозненных материалах З. в Воронежском областном краеведческом музее не имеется.
 +
 +
 +
'''Ист'''.: II, 484; III, 5, 585, 639-640, 642, 646, 648, 652, 707; IV, 299, 333-334, 351, 355, 357, 360, 361, 368, 610, 621, 623, 632, 666, 668–669; Д, 222, 307, 312, 329, 338, 341–342, 345, 589, 494, 503, 553–554.
 +
 +
'''Лит'''''.:''<nowiki> Воронежский губернский музей в 1899 году / [сост. С.Е. Зверев</nowiki>]. Воронеж, 1900. С.&nbsp;11; Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 18. Пг., 1915. Стб. 391–392; Отечественная история: Энциклопедия. Т. 2. М., 1996. С 239–240; Воронежская энциклопедия. Т. 1. Воронеж, 2008. С. 305; Стефан Егорович Зверев. Указатель литературы (1885–2010) / сост. ''А.Н. Акиньшин, Г.М. Зверев''. Воронеж, 2010. 126 с.; Юбилей священника С.Е. Зверева // Исторический вестник. 1910. № 4. С.&nbsp;385–387; Императорское Археологическое общество в первое пятидесятилетие его существования (1864–1914 гг.): Биографический словарь членов. Т. 2. М., 1915. С 128; ''Литвинов В.В''. «Памятные книжки» Воронежской губернии и их сотрудники // Памятная книжка Воронежской губернии на 1908 г. Воронеж, 1908. Отд. III. С. 45–56; ''Алленова В.А''. С.Е. Зверев&nbsp;— создатель Воронежского губернского музея // Из истории Воронежского края. Вып. 7. Воронеж, 1998. С. 118–135; Федоров и его воронежское окружение; Письма краеведу С.Е. Звереву (1888–1916) / публ. и примечания А.Н. Акиньшина // Из истории Воронежского края. Вып. 13. Воронеж, 2005. С. 175; ''Акиньшин А.Н., Шевченко Е.А''. Фонд С.Е. Зверева в Воронежском областном краеведческом музее // Из истории Воронежского края. Вып. 17. Воронеж, 2010. С. 58–84.
 +
 +
<div align="right">[[Акиньшин Александр Николаевич|''А.Н.&nbsp;Акиньшин'']]</div>

Текущая версия на 21:08, 14 января 2021

С.Е. Зверев.

ЗВЕРЕВ Стефан Егорович (23 марта (4 апреля )1860, Москва — 16 марта 1920, Воронеж), краевед, археограф, общественный и музейный деятель.

Сын дьячка. Окончил Перервинское духовное училище (1873), Вифанскую духовную семинарию (1880) и Московскую духовную академию (1884), где слушал лекции известного историка В.О. Ключевского. В 1885–1887 гг. — инспектор Рязанской духовной семинарии. Преподаватель церковной и гражданской истории Воронежской духовной семинарии в 1887–1894 гг. Одновременно секретарь Губернского статистического комитета (1891–1894), занимался систематизацией его коллекций и архива; редактор-составитель «Памятных книжек Воронежской губернии» (1891–1894). В августе 1894 г. принял сан священника, в 1894–1918 — настоятель домовой церкви во имя Михаила Архангела и законоучитель в Воронежском Михайловском кадетском корпусе. Инициатор создания и руководитель губернского музея (основан в 1894) до 1918, один из организаторов тематических выставок в губернском музее (с 1896). Один из учредителей и правитель дел Воронежской ученой архивной комиссии (1901–1918), редактор ее «Трудов» (вып. 1–2, 4–5). Занимался разнообразными проблемами светской и церковной истории воронежского края, руководил археологическими раскопками. Подготовил к изданию ряд документов ХVII–ХVIII вв. из центральных и местных архивов, в том числе «Древние акты Воронежского Покровского девичьего монастыря» (Рязань, 1890) и др.; составил библиографический указатель «Книги, брошюры и листы воронежской печати» (1904). Опубликовал духовное завещание св. Митрофана (1897), переписку архиепископа Антония (Смирницкого) и др. В ряде статей отстаивал версию о существовании Воронежа в XII в. Участвовал в работе археологических съездов (начиная с IX-го). Умер от тифа, похоронен на Новостроящемся кладбище (не сохранилось).

Знакомство друга и ученика Ф. Н.П. Петерсона со З. следует отнести к 1894 г., предположительно ко времени открытия губернского музея в начале сентября. В 1895 г. началось общение Ф. со З. (он впервые упоминает З. в письме к Петерсону от 15 ноября 1895 (IV, 299) как с человеком, имеющим общий с ним интерес к прошлому. Ф. хотел бы знать, было ли в 1891 г. отмечено в Воронеже 500-летие со дня кончины преподобного Сергия Радонежского. И хотя Ф. и Петерсону со З. «приходится видеться и редко, и все только наскоро» (IV, 368), надо полагать, что на протяжении 1896–1899 гг. общение было регулярным. Ф. выразил благодарность З. как одному из лиц, сообщивших сведения, которые легли в основу статьи «О значении обыденных церквей вообще и в наше время (время созыва конференции мира) в особенности» (III, 5). Ф. заинтересовал З. своими музейными проектами, и по его инициативе Воронежский губернский музей стал устраивать тематические выставки. Во время периодического пребывания Ф. в Воронеже в 1896–1899 гг. их было организовано шесть: Коронационная, к 100-летию со дня смерти императрицы Екатерины II, выставка гравюр религиозного содержания, посвященная святителю Митрофану, столетию печатного дела в Воронеже и Рождественская. О трех выставках Ф. опубликовал специальные статьи.

В 1898 Ф. подготовил три проповеди на тему об умиротворении: «Проповедь на день тезоименитства государя императора Николая II (6 декабря)» (III, 447–448), «Беседа в храме Кадетского корпуса по поводу циркуляра 12-го августа о сокращении вооружений, произнесенная в день Рождества Христова на текст “Слава в вышних Богу [и] на земле мир”» (IV, 186–187) и «Беседа на новый 1899 год» (II, 312–314). Возможно, все они предлагались для прочтения З. в домовом храме Михаила Архангела в Кадетском корпусе. Однако, как сообщали Ф. и Петерсон в письме В.А. Кожевникову от 2–3 декабря 1898 г., «проповедь на 6-ое декабря хотя и взял св. Зверев, но хочет ее разбавить, что не быть трубою чужих слов, как он выразился, признавая по ошибке, конечно, общее, родственное всем за чужое. Ко 2-му слову на день Рождества Христова, которое предполагалось произнести в Кадетском корпусе на текст “На земле мир”, Зверев отнесся холодно» (IV, 357). В конечном итоге З. была произнесена только «Беседа на Новый 1899 год» «в сокращенном, впрочем, виде» (II, 312), в церкви кадетского корпуса.

З. был знаком с В.А. Кожевниковым. Сохранились два его письма к нему, от 22 октября 1898 (IV, 666) и от 30 апреля 1899 (IV, 668). З. выражает благодарность за пожертвования, поступившие в музей от продажи книги Кожевникова «Философия чувства и веры в ее отношении к литературе и рационализму ХVIII века и к критической философии» (М., 1897). В несохранившемся письме речь шла о приглашении Кожевникова прочесть лекции в пользу музея и участвовать в готовящейся Рождественской выставке (Д., 341). Решение направить средства от продажи книги в Воронеж Кожевников принял в 1897 г. под влиянием Ф.: «Касательно Вашего пожертвования и мне хотелось бы, чтобы деньги, вырученные от продажи Вашего нового сочинения, поступили на усиление средств библиотеки при Воронежском Музее. К сожалению, Библиотека и Музей в Воронеже не составляют одного учреждения, и, конечно, следует пожертвовать второму, который сделал выставки необходимою принадлежностью Музея, т.е. не Библиотеке, а Музею, пожелав им теснейшего соединения» (IV, 318). З. был благодарен Кожевникову за его намерение (IV, 607). Получив книгу, он передал экземпляры профессору семинарии И.П. Назарьеву и Е.Л. Маркову для «отзыва» (IV, 608), газетную рецензию написал только первый из них (см.: А. Новая книга // Воронежский телеграф. 1898. 1 мая). По предложению З. 17 февраля 1899 г. Кожевников был избран почетным членом Воронежского губернского статистического комитета (Воронежские губернские ведомости. 1899. 17 марта).

Общаясь с Ф., З., как и многие из его современников, не отдавал себе отчета в том, что имеет дело с великим мыслителем. З. пережил Ф. более чем на полтора десятилетия, но никогда не упомянул его имени и нигде не сказал о его инициативе в проведении музейных выставок. Имя Ф. названо только в отчете музея за 1899 г., где он, наряду с Н.П. Петерсоном, значится в числе жертвователей. Характерно и невнимательное отношение З. к переданному в музей письму Ф.М. Достоевского и к просьбам Петерсона разыскать это письмо. Ситуация с письмом отражена в письмах Петерсона к Кожевникову от 1 октября и 26 декабря 1903 г. При отъезде из Воронежа Петерсон отдал письмо «на хранение в Воронежский Губернский Музей; в начале августа я писал Звереву, чтобы он прислал мне точную копию письма Достоевского, но до сих пор никакого ответа не имею» (IV, 621). Три месяца спустя он вновь писал Кожевникову: «Я очень рад, что оно (письмо. — А.А.) оказалось в Румянцевском Музее, и совершенного, конечно, согласен на то, чтобы оно там навсегда и осталось, — Воронежский музей за свою небрежность справедливо лишен этого дара. Я писал Звереву несколько раз, и он ни слова мне не ответил; когда же я обратился к нему чрез свою дочь, живущую в Воронеже, то он сказал, что никак разыскать письмо не может, и обещал поискать письмо, когда окончатся Митрофаниевские торжества по случаю двухсотлетия со дня успения св. Митрофана» (IV, 622–623).

Личный фонд З. в начале 1920-х гг. хранился в ГАВО, ныне часть его (письма разных лиц к З.) находится в ЦГАМе. Ф. упоминается в письме В.И. Срезневского от 27 февраля 1899 (IV, 668). Каких-либо сведений о Ф. в разрозненных материалах З. в Воронежском областном краеведческом музее не имеется.


Ист.: II, 484; III, 5, 585, 639-640, 642, 646, 648, 652, 707; IV, 299, 333-334, 351, 355, 357, 360, 361, 368, 610, 621, 623, 632, 666, 668–669; Д, 222, 307, 312, 329, 338, 341–342, 345, 589, 494, 503, 553–554.

Лит.: Воронежский губернский музей в 1899 году / [сост. С.Е. Зверев]. Воронеж, 1900. С. 11; Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 18. Пг., 1915. Стб. 391–392; Отечественная история: Энциклопедия. Т. 2. М., 1996. С 239–240; Воронежская энциклопедия. Т. 1. Воронеж, 2008. С. 305; Стефан Егорович Зверев. Указатель литературы (1885–2010) / сост. А.Н. Акиньшин, Г.М. Зверев. Воронеж, 2010. 126 с.; Юбилей священника С.Е. Зверева // Исторический вестник. 1910. № 4. С. 385–387; Императорское Археологическое общество в первое пятидесятилетие его существования (1864–1914 гг.): Биографический словарь членов. Т. 2. М., 1915. С 128; Литвинов В.В. «Памятные книжки» Воронежской губернии и их сотрудники // Памятная книжка Воронежской губернии на 1908 г. Воронеж, 1908. Отд. III. С. 45–56; Алленова В.А. С.Е. Зверев — создатель Воронежского губернского музея // Из истории Воронежского края. Вып. 7. Воронеж, 1998. С. 118–135; Федоров и его воронежское окружение; Письма краеведу С.Е. Звереву (1888–1916) / публ. и примечания А.Н. Акиньшина // Из истории Воронежского края. Вып. 13. Воронеж, 2005. С. 175; Акиньшин А.Н., Шевченко Е.А. Фонд С.Е. Зверева в Воронежском областном краеведческом музее // Из истории Воронежского края. Вып. 17. Воронеж, 2010. С. 58–84.