Альтруизм и эгоизм: различия между версиями

Материал из Энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «'''АЛЬТРУИЗМ И ЭГОИЗМ''' — понятия, в которых выражается сущностное для морали противоп…»)
 
 
Строка 1: Строка 1:
 
'''АЛЬТРУИЗМ И ЭГОИЗМ''' — понятия, в которых выражается сущностное для морали противопоставление человеческих принципов, и соответственно, действий, направленных или на благо другого, или на исключительно свое собственное. Антитеза А. и Э. имеет антропологические основания, связанные с моральной природой человека и уходит своими корнями в античную философию, где впервые появляется моральная рефлексия как таковая. Однако, как понятия моральной философии, А. и Э. исторически возникают в XVIII–XIX в. и связаны с такими именами западной философии как Шефтсбери, А. Смит, Ж.Ж. Руссо, Т. Гоббс, Б. Мандевиль, О. Конт, М. Штирнер, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.  
 
'''АЛЬТРУИЗМ И ЭГОИЗМ''' — понятия, в которых выражается сущностное для морали противопоставление человеческих принципов, и соответственно, действий, направленных или на благо другого, или на исключительно свое собственное. Антитеза А. и Э. имеет антропологические основания, связанные с моральной природой человека и уходит своими корнями в античную философию, где впервые появляется моральная рефлексия как таковая. Однако, как понятия моральной философии, А. и Э. исторически возникают в XVIII–XIX в. и связаны с такими именами западной философии как Шефтсбери, А. Смит, Ж.Ж. Руссо, Т. Гоббс, Б. Мандевиль, О. Конт, М. Штирнер, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.  
  
В нравственном учении Ф. эти понятия получают принципиально иную оценку и наполняются содержанием, связанным с его проективной и синтетической философией, направленной на преодоление антагонизмов и расколов, в к-рой главным является не частный или общий интерес, а общее дело». К понятиям А. и Э. Ф. обращается во многих своих текстах, никогда не меняя основного смысла, к-рый он в них вкладывает. В названии ряда статей и заметок отражен смысл отношения Ф. к этим понятиям: «Ни эгоизм, ни альтруизм, а родство» (II, 198); «Жить не для себя, ни для других — отрицание и альтруизма, и эгоизма» (II, 199); «Православие в его отличии от эгоизма и альтруизма» (II, 45); «Схема-чертеж, изображающий антиномию эгоизма и альтруизма, или двух смертей, и разрешение антиномии в долге воскрешения, или полнота родства и жизни, т. е. любви» (II, 347).  
+
В нравственном учении Ф. эти понятия получают принципиально иную оценку и наполняются содержанием, связанным с его проективной и синтетической философией, направленной на преодоление антагонизмов и расколов, в к-рой главным является не частный или общий интерес, а общее дело». К понятиям А. и Э. Ф. обращается во многих своих текстах, никогда не меняя основного смысла, к-рый он в них вкладывает. В названии ряда статей и заметок отражен смысл отношения Ф. к этим понятиям: «Ни эгоизм, ни альтруизм, а родство» ({{s|II, 198|2|198}}); «Жить не для себя, ни для других — отрицание и альтруизма, и эгоизма» ({{s|II, 199|2|199}}); «Православие в его отличии от эгоизма и альтруизма» ({{s|II, 45|2|45}}); «Схема-чертеж, изображающий антиномию эгоизма и альтруизма, или двух смертей, и разрешение антиномии в долге воскрешения, или полнота родства и жизни, т. е. любви» ({{s|II, 347|2|347}}).  
  
Критическое отношение Ф. к понятиям А. и Э. формировалось в ходе его полемики с широко распространенными в интеллектуальной среде теориями 1870–1880-х гг., связанными прежде всего с альтруистическим принципом морали (Конт) и эволюционной этикой (Спенсер). Отрицая односторонний смысл, заложенный в обоих понятиях, Ф. выходит на утверждение позитивного идеала, к-рый представлен в следующей канонической формулировке в работе «Вопрос о братстве…»: «''Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех''; это и есть объединение живущих (сынов) для воскрешения умерших (отцов)» (I, 110). Еще одна строгая формула, связывающая воедино такие понятия как смысл, цель, ценность жизни и нравственность через переосмысление существующих трактовок А. и Э. дана в статье «Смысл и цель жизни, или что может дать жизни наивысшую ценность». Отвечая на этот вопрос, Ф. говорит: «только жить не для себя, не для других, а со всеми и для всех и значит этот ответ» (III, 309). Из этого проистекает и понимание нравственности: «Нравственность, этика объединения живущих, или сынов умерших отцов, требует от каждого: Жить не для себя, но и не для других, а ''со всеми живущими для оживления всех умерших'', т.е. требует ни эгоизма, ни альтруизма, при которых страдание, а стало быть и смерть (зло) неизбежны для всех, а ''мнимое ''кратковременное благосостояние лишь для немногих — такова нынешняя жалкая нравственность» (III, 310). Здесь сформулировано нравственное кредо и основной смысл проективной философии Ф.  
+
Критическое отношение Ф. к понятиям А. и Э. формировалось в ходе его полемики с широко распространенными в интеллектуальной среде теориями 1870–1880-х гг., связанными прежде всего с альтруистическим принципом морали (Конт) и эволюционной этикой (Спенсер). Отрицая односторонний смысл, заложенный в обоих понятиях, Ф. выходит на утверждение позитивного идеала, к-рый представлен в следующей канонической формулировке в работе «Вопрос о братстве…»: «''Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех''; это и есть объединение живущих (сынов) для воскрешения умерших (отцов)» ({{s|I, 110|1|110}}). Еще одна строгая формула, связывающая воедино такие понятия как смысл, цель, ценность жизни и нравственность через переосмысление существующих трактовок А. и Э. дана в статье «Смысл и цель жизни, или что может дать жизни наивысшую ценность». Отвечая на этот вопрос, Ф. говорит: «только жить не для себя, не для других, а со всеми и для всех и значит этот ответ» ({{s|III, 309|3|309}}). Из этого проистекает и понимание нравственности: «Нравственность, этика объединения живущих, или сынов умерших отцов, требует от каждого: Жить не для себя, но и не для других, а ''со всеми живущими для оживления всех умерших'', т.е. требует ни эгоизма, ни альтруизма, при которых страдание, а стало быть и смерть (зло) неизбежны для всех, а ''мнимое ''кратковременное благосостояние лишь для немногих — такова нынешняя жалкая нравственность» ({{s|III, 310|3|310}}). Здесь сформулировано нравственное кредо и основной смысл проективной философии Ф.  
  
Ф. демонстрирует свое понимание ограниченности существующих трактовок А. и Э. на примере многих историко-культурных и духовных феноменов. В работе «Отечествоведение», раскрывая смысл обыденных храмов, он говорит, что они воздвигались для спасения от общих всем бедствий. Ф. надеется, что «значительное участие добровольности ''в прошедшем''» даст надежду на «проявление еще большей добровольности ''в будущем'', если только целью будет поставлено не свободное государство, или царство своеволия, не жизнь для себя или для других (эгоизм и альтруизм), а царство доброволия, т. е. жизнь со всеми и для всех, или искупление от общих всем бедствий, для спасения от которых и воздвигались обыденных храмы» (III, 13). К этому примыкает и задача музеев, о к-рой он пишет в статье «Каменная баба Воронежского музея»: «всех сделать познающими, всем доставить счастье бесплатного труда, доставить возможность трудиться не для себя и не для других (отвергая альтруизм, как и эгоизм), а со всеми и для всех, для освобождения от общих всем бедствий и для водворения общего всем блага» (III, 174). Отсюда проистекает требование Ф. заменить университет как «носителя права, свободы, разрушительной критики» музеем как «представителем долга, труда и восстановления разрушенного». Это и является, согласно Ф., проявлением высшей нравственности, представителем к-рой и является музей. Ф. об этом пишет в статье «Письмо в редакцию «Русского слова»»: «Нравственное начало, носителем которого является Музей, требует от каждого жизни не для себя и не для других только, а жизни ''со всеми и для всех. ''Это начало выше и эгоизма и альтруизма. Альтруизм не может быть самым высшим началом и конечною целью, ибо в нем заключается страдание, хотя и добровольное, и пользование этим страданием, хотя бы и невольное» (III, 244).  
+
Ф. демонстрирует свое понимание ограниченности существующих трактовок А. и Э. на примере многих историко-культурных и духовных феноменов. В работе «Отечествоведение», раскрывая смысл обыденных храмов, он говорит, что они воздвигались для спасения от общих всем бедствий. Ф. надеется, что «значительное участие добровольности ''в прошедшем''» даст надежду на «проявление еще большей добровольности ''в будущем'', если только целью будет поставлено не свободное государство, или царство своеволия, не жизнь для себя или для других (эгоизм и альтруизм), а царство доброволия, т. е. жизнь со всеми и для всех, или искупление от общих всем бедствий, для спасения от которых и воздвигались обыденных храмы» ({{s|III, 13|3|13}}). К этому примыкает и задача музеев, о к-рой он пишет в статье «Каменная баба Воронежского музея»: «всех сделать познающими, всем доставить счастье бесплатного труда, доставить возможность трудиться не для себя и не для других (отвергая альтруизм, как и эгоизм), а со всеми и для всех, для освобождения от общих всем бедствий и для водворения общего всем блага» ({{s|III, 174|3|174}}). Отсюда проистекает требование Ф. заменить университет как «носителя права, свободы, разрушительной критики» музеем как «представителем долга, труда и восстановления разрушенного». Это и является, согласно Ф., проявлением высшей нравственности, представителем к-рой и является музей. Ф. об этом пишет в статье «Письмо в редакцию «Русского слова»»: «Нравственное начало, носителем которого является Музей, требует от каждого жизни не для себя и не для других только, а жизни ''со всеми и для всех. ''Это начало выше и эгоизма и альтруизма. Альтруизм не может быть самым высшим началом и конечною целью, ибо в нем заключается страдание, хотя и добровольное, и пользование этим страданием, хотя бы и невольное» ({{s|III, 244|3|244}}).  
  
В работе «Самодержавие» раскрывается смысл православия как «божественного патриотизма», и, соответственного, самого самодержавия через переосмысление понятие А. и Э.: «Самодержавие как стоящее в отцов место, как душеприказчество есть по существу патриотизм, что выражается и в слове ''«Мы», ''употребляемом самодержцем, ибо под этим ''«Мы» ''разумеется не один говорящий, но и все, вместо которых стоит Он. В этом ''«Мы» ''выражается, что он живет не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех, т. е. со всеми живущими для всех умерших и только в жизни всех живущих для всех умерших и возможно земное благополучие; это-то и есть то блаженство, которое христианство обещает только в будущем, а дает его и в настоящем» (II, с. 28). Именно православие, согласно Ф., в отличие от эгоизма как жизни для себя и альтруизма как жизни для других, дает возможность жизни со всеми без исключения и для всех без ограничений, «то есть всех живущих для воскресения всех умерших» (II, 45).  
+
В работе «Самодержавие» раскрывается смысл православия как «божественного патриотизма», и, соответственного, самого самодержавия через переосмысление понятие А. и Э.: «Самодержавие как стоящее в отцов место, как душеприказчество есть по существу патриотизм, что выражается и в слове ''«Мы», ''употребляемом самодержцем, ибо под этим ''«Мы» ''разумеется не один говорящий, но и все, вместо которых стоит Он. В этом ''«Мы» ''выражается, что он живет не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех, т. е. со всеми живущими для всех умерших и только в жизни всех живущих для всех умерших и возможно земное благополучие; это-то и есть то блаженство, которое христианство обещает только в будущем, а дает его и в настоящем» ({{s|II, с. 28|2|28}}). Именно православие, согласно Ф., в отличие от эгоизма как жизни для себя и альтруизма как жизни для других, дает возможность жизни со всеми без исключения и для всех без ограничений, «то есть всех живущих для воскресения всех умерших» ({{s|II, 45|2|45}}).  
  
В историко-философском и религиозном смысле Ф. связывает А. с буддизмом и аскетизмом, а Э.  — с язычеством, индивидуализмом и солипсизмом. Соответственно, «жизнь друг для друга» и есть истинное христианство. В статье «Вертикальное положение, или Пасха» Ф. пишет: «Жить для себя — это язычество. Жить для других — это Буддизм. Жить друг для друга, друг в друге — это взаимность, на взаимном знании основанная, это лицезрение, ставшее душезрением. Это ''братотворение'' через ''усыновление'' для исполнения долга к отцам, душеприказчества, для совершения Евхаристии отцам или Богу и отцам, т. е. это Христианство действительное» (III, 318).  
+
В историко-философском и религиозном смысле Ф. связывает А. с буддизмом и аскетизмом, а Э.  — с язычеством, индивидуализмом и солипсизмом. Соответственно, «жизнь друг для друга» и есть истинное христианство. В статье «Вертикальное положение, или Пасха» Ф. пишет: «Жить для себя — это язычество. Жить для других — это Буддизм. Жить друг для друга, друг в друге — это взаимность, на взаимном знании основанная, это лицезрение, ставшее душезрением. Это ''братотворение'' через ''усыновление'' для исполнения долга к отцам, душеприказчества, для совершения Евхаристии отцам или Богу и отцам, т. е. это Христианство действительное» ({{s|III, 318|3|318}}).  
  
Конечный нравственный идеал Ф. всегда связан с главной идеей всей его философии — преодолением смерти, в свете которой рассматриваются относительные, неполные, частичные идеи, среди которых А. и Э. наиболее распространены. Ф. полагает, что А. придумало ученое сословие (I, 205), и в этом контексте разворачивает критика Ф. этических (альтруистических) теорий ''Л.Н. Толстого'', прежде всего, непротивления, любви и благоговения. В статье «Толстой и братское единение» Ф. пишет: «Истинная любовь заключается в том, чтобы жить не для себя и не для других (не эгоизм, ни даже альтруизм): нужно жить со всеми и для всех, т. е. со всеми живущими для всех умерших» (II, 340). С точки зрения Ф. А. — это: «расширенное себялюбие, совершенно неверно отождествляемое с любовью» (I, 63), к-рое является грубейшим искажением христианства. Преодоление крайностей и ограниченностей А. и Э. Ф. находит в идее родства. В заметке «Ни эгоизм, ни альтруизм, а родство» он пишет: «Синтез эгоизма (индивидуализма, солипсизма) и альтруизма может быть выражен соединением двух слов: ''“мы” ''и ''“все”. ''Это будет ''полнота родства. ''Вместо индивидуального, разрозненного бытия личностей — сосуществование; вместо смены поколений — полнота жизни, отрицание и упразднение смерти!» (II, 199). В конечном счете Ф. считает, что А. и Э. есть не что иное как две смерти, антиномия между к-рыми преодолевается в Божественном Триединстве. Этой идее он посвящает отдельную статью со схемой-чертежом, разрешающим антиномии А. и Э. (III, 346).  
+
Конечный нравственный идеал Ф. всегда связан с главной идеей всей его философии — преодолением смерти, в свете которой рассматриваются относительные, неполные, частичные идеи, среди которых А. и Э. наиболее распространены. Ф. полагает, что А. придумало ученое сословие ({{s|I, 205|1|205}}), и в этом контексте разворачивает критика Ф. этических (альтруистических) теорий ''Л.Н. Толстого'', прежде всего, непротивления, любви и благоговения. В статье «Толстой и братское единение» Ф. пишет: «Истинная любовь заключается в том, чтобы жить не для себя и не для других (не эгоизм, ни даже альтруизм): нужно жить со всеми и для всех, т. е. со всеми живущими для всех умерших» ({{s|II, 340|2|340}}). С точки зрения Ф. А. — это: «расширенное себялюбие, совершенно неверно отождествляемое с любовью» ({{s|I, 63|1|63}}), к-рое является грубейшим искажением христианства. Преодоление крайностей и ограниченностей А. и Э. Ф. находит в идее родства. В заметке «Ни эгоизм, ни альтруизм, а родство» он пишет: «Синтез эгоизма (индивидуализма, солипсизма) и альтруизма может быть выражен соединением двух слов: ''“мы” ''и ''“все”. ''Это будет ''полнота родства. ''Вместо индивидуального, разрозненного бытия личностей — сосуществование; вместо смены поколений — полнота жизни, отрицание и упразднение смерти!» ({{s|II, 199|2|199}}). В конечном счете Ф. считает, что А. и Э. есть не что иное как две смерти, антиномия между к-рыми преодолевается в Божественном Триединстве. Этой идее он посвящает отдельную статью со схемой-чертежом, разрешающим антиномии А. и Э. ({{s|III, 346|3|346}}).  
  
  

Текущая версия на 09:56, 15 января 2019

АЛЬТРУИЗМ И ЭГОИЗМ — понятия, в которых выражается сущностное для морали противопоставление человеческих принципов, и соответственно, действий, направленных или на благо другого, или на исключительно свое собственное. Антитеза А. и Э. имеет антропологические основания, связанные с моральной природой человека и уходит своими корнями в античную философию, где впервые появляется моральная рефлексия как таковая. Однако, как понятия моральной философии, А. и Э. исторически возникают в XVIII–XIX в. и связаны с такими именами западной философии как Шефтсбери, А. Смит, Ж.Ж. Руссо, Т. Гоббс, Б. Мандевиль, О. Конт, М. Штирнер, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.

В нравственном учении Ф. эти понятия получают принципиально иную оценку и наполняются содержанием, связанным с его проективной и синтетической философией, направленной на преодоление антагонизмов и расколов, в к-рой главным является не частный или общий интерес, а общее дело». К понятиям А. и Э. Ф. обращается во многих своих текстах, никогда не меняя основного смысла, к-рый он в них вкладывает. В названии ряда статей и заметок отражен смысл отношения Ф. к этим понятиям: «Ни эгоизм, ни альтруизм, а родство» (II, 198); «Жить не для себя, ни для других — отрицание и альтруизма, и эгоизма» (II, 199); «Православие в его отличии от эгоизма и альтруизма» (II, 45); «Схема-чертеж, изображающий антиномию эгоизма и альтруизма, или двух смертей, и разрешение антиномии в долге воскрешения, или полнота родства и жизни, т. е. любви» (II, 347).

Критическое отношение Ф. к понятиям А. и Э. формировалось в ходе его полемики с широко распространенными в интеллектуальной среде теориями 1870–1880-х гг., связанными прежде всего с альтруистическим принципом морали (Конт) и эволюционной этикой (Спенсер). Отрицая односторонний смысл, заложенный в обоих понятиях, Ф. выходит на утверждение позитивного идеала, к-рый представлен в следующей канонической формулировке в работе «Вопрос о братстве…»: «Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех; это и есть объединение живущих (сынов) для воскрешения умерших (отцов)» (I, 110). Еще одна строгая формула, связывающая воедино такие понятия как смысл, цель, ценность жизни и нравственность через переосмысление существующих трактовок А. и Э. дана в статье «Смысл и цель жизни, или что может дать жизни наивысшую ценность». Отвечая на этот вопрос, Ф. говорит: «только жить не для себя, не для других, а со всеми и для всех и значит этот ответ» (III, 309). Из этого проистекает и понимание нравственности: «Нравственность, этика объединения живущих, или сынов умерших отцов, требует от каждого: Жить не для себя, но и не для других, а со всеми живущими для оживления всех умерших, т.е. требует ни эгоизма, ни альтруизма, при которых страдание, а стало быть и смерть (зло) неизбежны для всех, а мнимое кратковременное благосостояние лишь для немногих — такова нынешняя жалкая нравственность» (III, 310). Здесь сформулировано нравственное кредо и основной смысл проективной философии Ф.

Ф. демонстрирует свое понимание ограниченности существующих трактовок А. и Э. на примере многих историко-культурных и духовных феноменов. В работе «Отечествоведение», раскрывая смысл обыденных храмов, он говорит, что они воздвигались для спасения от общих всем бедствий. Ф. надеется, что «значительное участие добровольности в прошедшем» даст надежду на «проявление еще большей добровольности в будущем, если только целью будет поставлено не свободное государство, или царство своеволия, не жизнь для себя или для других (эгоизм и альтруизм), а царство доброволия, т. е. жизнь со всеми и для всех, или искупление от общих всем бедствий, для спасения от которых и воздвигались обыденных храмы» (III, 13). К этому примыкает и задача музеев, о к-рой он пишет в статье «Каменная баба Воронежского музея»: «всех сделать познающими, всем доставить счастье бесплатного труда, доставить возможность трудиться не для себя и не для других (отвергая альтруизм, как и эгоизм), а со всеми и для всех, для освобождения от общих всем бедствий и для водворения общего всем блага» (III, 174). Отсюда проистекает требование Ф. заменить университет как «носителя права, свободы, разрушительной критики» музеем как «представителем долга, труда и восстановления разрушенного». Это и является, согласно Ф., проявлением высшей нравственности, представителем к-рой и является музей. Ф. об этом пишет в статье «Письмо в редакцию «Русского слова»»: «Нравственное начало, носителем которого является Музей, требует от каждого жизни не для себя и не для других только, а жизни со всеми и для всех. Это начало выше и эгоизма и альтруизма. Альтруизм не может быть самым высшим началом и конечною целью, ибо в нем заключается страдание, хотя и добровольное, и пользование этим страданием, хотя бы и невольное» (III, 244).

В работе «Самодержавие» раскрывается смысл православия как «божественного патриотизма», и, соответственного, самого самодержавия через переосмысление понятие А. и Э.: «Самодержавие как стоящее в отцов место, как душеприказчество есть по существу патриотизм, что выражается и в слове «Мы», употребляемом самодержцем, ибо под этим «Мы» разумеется не один говорящий, но и все, вместо которых стоит Он. В этом «Мы» выражается, что он живет не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех, т. е. со всеми живущими для всех умерших и только в жизни всех живущих для всех умерших и возможно земное благополучие; это-то и есть то блаженство, которое христианство обещает только в будущем, а дает его и в настоящем» (II, с. 28). Именно православие, согласно Ф., в отличие от эгоизма как жизни для себя и альтруизма как жизни для других, дает возможность жизни со всеми без исключения и для всех без ограничений, «то есть всех живущих для воскресения всех умерших» (II, 45).

В историко-философском и религиозном смысле Ф. связывает А. с буддизмом и аскетизмом, а Э.  — с язычеством, индивидуализмом и солипсизмом. Соответственно, «жизнь друг для друга» и есть истинное христианство. В статье «Вертикальное положение, или Пасха» Ф. пишет: «Жить для себя — это язычество. Жить для других — это Буддизм. Жить друг для друга, друг в друге — это взаимность, на взаимном знании основанная, это лицезрение, ставшее душезрением. Это братотворение через усыновление для исполнения долга к отцам, душеприказчества, для совершения Евхаристии отцам или Богу и отцам, т. е. это Христианство действительное» (III, 318).

Конечный нравственный идеал Ф. всегда связан с главной идеей всей его философии — преодолением смерти, в свете которой рассматриваются относительные, неполные, частичные идеи, среди которых А. и Э. наиболее распространены. Ф. полагает, что А. придумало ученое сословие (I, 205), и в этом контексте разворачивает критика Ф. этических (альтруистических) теорий Л.Н. Толстого, прежде всего, непротивления, любви и благоговения. В статье «Толстой и братское единение» Ф. пишет: «Истинная любовь заключается в том, чтобы жить не для себя и не для других (не эгоизм, ни даже альтруизм): нужно жить со всеми и для всех, т. е. со всеми живущими для всех умерших» (II, 340). С точки зрения Ф. А. — это: «расширенное себялюбие, совершенно неверно отождествляемое с любовью» (I, 63), к-рое является грубейшим искажением христианства. Преодоление крайностей и ограниченностей А. и Э. Ф. находит в идее родства. В заметке «Ни эгоизм, ни альтруизм, а родство» он пишет: «Синтез эгоизма (индивидуализма, солипсизма) и альтруизма может быть выражен соединением двух слов: “мы” и “все”. Это будет полнота родства. Вместо индивидуального, разрозненного бытия личностей — сосуществование; вместо смены поколений — полнота жизни, отрицание и упразднение смерти!» (II, 199). В конечном счете Ф. считает, что А. и Э. есть не что иное как две смерти, антиномия между к-рыми преодолевается в Божественном Триединстве. Этой идее он посвящает отдельную статью со схемой-чертежом, разрешающим антиномии А. и Э. (III, 346).


Лит.: Конт. О. Общий обзор позитивизма. Гл. XIV: Альтруизм как истинное основание личной морали // Родоначальники позитивизма. Вып. 4–5. СПб., 1912. С. 16–17; Миль Дж. С. Утилитаризм. Гл. II. П., 1900. С. 97–128; Семенова 2004.