Воронеж

Материал из Энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Воронеж. Общий вид

ВОРОНЕЖ, город, центр городского округа, центр одноименной области, входит в Центральный федеральный округ. Находится в 550 км. к югу от Москвы. Расположен по берегам р. Воронеж, в 12 км. от впадения ее в р. Дон. Основан зимой 1585/86 г. как военная крепость на южных рубежах государства, играл эту роль до строительства Белгородской укрепленной линии в середине ХVII в. В 1682 г. В. стал центром епархии, в город прибыл епископ Митрофан (управлял епархией до 1703 г.). В 1696–1711 гг. в В. и его окрестностях по инициативе Петра I строился военный флот для выхода в Азовское и Черное море. Петр I в период с 1696 по 1722 г. побывал в В. не менее 13 раз и провел здесь в общей сложности около 500 дней. С 1715 г. В. — центр Азовской, с 1725 г. — Воронежской губернии, в 1779–1796 гг. — центр Воронежского наместничества, с 1796 г. — вновь центр губернии. В 1928–1934 гг. В. был центром Центрально-Черноземной области, с 1934 г. — центр Воронежской области. Население В. по переписи 1897 г. — 80599 чел., в 2020 г. — 1 млн. 58 тыс. человек.

В В. до 1800 г. жил Е.А. Болховитинов (митр. Евгений), автор первого краеведческого труда по истории губернии. В 1745 г. открыта духовная семинария, в 1809 г. — губернская гимназия, в 1845 г. — Михайловский кадетский корпус. С В. связаны имена поэтов А.В. Кольцова и И.С. Никитина. С 1853 г. активно действовал Губернский статистический комитет, в 1864 г. открыта публичная библиотека, в 1894 г. создан Воронежский губернский музей, который возглавлял С.Е. Зверев. Издавались газеты «Воронежские губернские ведомости», «Воронежские епархиальные ведомости», «Дон» (издатели Г.М. и В.Г. Веселовские), «Воронежский телеграф», журнал «Филологические записки». В 1868 г. стала действовать железная дорога, соединившая В. через г. Козлов с Москвой. В 1867 г. открыт Воронежский окружной суд, председателем которого в 1893–1904 гг. был И.В. Денисенко. Губернским предводителем дворянства в 1888–1895 гг. служил М.А. Веневитинов, возглавивший после переезда в Москву Московский публичный и Румянцевский музеи. В декабре 1900 г. учреждена Воронежская ученая архивная комиссия, в январе 1901 г. стал действовать Воронежский церковный историко-археологический комитет.

В 1894–1899 гг. городским судьей 3-го участка в В. служил Н.П. Петерсон, к которому в отпускное и каникулярное время приезжал Ф. Он побывал в городе не менее девяти раз и провел здесь в общей сложности около полутора лет. Анонимно, под псевдонимом и совместно с Петерсоном Ф. опубликовал в газете «Дон» более 20 статей историко-культурного и философского содержания. Среди наиболее значимых статей, появившихся в газете: «Что значит карточка, приложенная к книге?» (22 октября 1896), «Библиография» (29 октября 1896), «Долг авторский и право музея-библиотеки» (1 июля 1897), публикация «Письмо Ф.М. Достоевского» с обширным предисловием Ф. (20 июля 1897), «Каменные бабы, как указание смысла значения музеев» (12 апреля 1898), «Каменная баба воронежского музея» (5 мая 1898) «Воронежский музей в 1898 году» (14 июня 1898), «Музей Л.Г. Соловьева в Воронеже» (23 июля 1898). Отдельным изданием появилась брошюра К делу умиротворения, возбуждаемому нотою 12-го августа 1898 года».

Невзирая на краткость пребывания в Воронеже, Петерсон прочно вошел в общественную жизнь Воронежа, тому причиной были не только его личные качества, но и дружба и творческое общение с Ф. Отъезд Петерсона из Воронежа отозвался публикацией статьи Е.Л. Маркова «Проводы Н.П. Петерсона» (Дон. 1899. 5 мая), где был упомянут «мыслитель-идеалист г. Ф., живущий в простоте и духовной чистоте апостольских времен». Торжественные проводы, устроенные Петерсону, вызвали неудовольствие Ф. (Из письма Н.П. Петерсона В.А. Кожевникову от 29 января 1906 г. См.: Философия бессмертия и воскрешения II. С. 251). После отъезда Н.П. Петерсона из В. здесь остались жить его дочери Вера (до 1935) и Елизавета (в замужестве Кривошеина; умерла в 1919). В августе 1899 г. в В. жила племянница Ф., Ю.А. Федорова.

В 1894 и 1895 гг. Ф. проводил в Воронеже отпускное время с середины июня по середину августа. В 1896 г., помимо летних вакаций, он побывал в Воронеже еще раз, во второй половине марта. В 1897 г. отпускной период у Ф. длился дольше на две недели, с начала июня до середины августа. В 1898 и 1899 гг. Ф. приезжал в Воронеж не один раз и на длительные сроки: с 30 марта по 12 августа 1898 г., с 12 ноября 1898 г. по 15 февраля 1899 г. и в апреле — августе 1899 г. Во время приездов в Воронеж Ф. останавливался в доме, где квартировал Петерсон (Острожный бугор, 4), в пригородной Троицкой слободе, в доме на соседней с Петерсонами Касаткиной улице. Характерно, что Ф. всякий раз селился в домах, расположенных на тех улицах, которые спускаются к реке. Возможно, это было связано с его любовью к купанию. В летнее время он купался по два-три раза в день, даже когда чувствовал недомогание (IV, 271, 272, 277).

Ни один из домов, где жил Ф., не сохранился. Можно предположить, что одним из немногих уцелевших зданий, связанных с пребыванием Ф. в Воронеже, является приходская Покровская церковь (ул. Бехтерева, д. 36), которую от Острожного бугра отделяют несколько сот метров. К числу лиц, с которыми Ф. был знаком и общался в Воронеже, относятся И.Т. Алисов, К.П. Афонин, Г.С. Вашкевич, Н.В. Веретенникова, Г.М. и В.Г. Веселовские, И.В. Денисенко, священник С.Е. Зверев, Е.Л. Марков, С.Н. Прядкин, священники А.М. и И.М. Скрябины, Л.Г. Соловьев, который по мыслям Ф. сделал набросок иконы-картины «Первосвященническая молитва». Живя в Воронеже, Ф. в творческом общении со Зверевым, стал инициатором проведения тематических выставок в Ворнежском губернском музее, которыми отмечались наиболее значимые общероссийские и местные юбилеи. Музеем были устроены выставки, посвященные коронации Николая II (14–30 мая 1896), столетию со дня смерти Екатерины II (6–30 ноября 1896), выставка гравюр религиозного содержания (30 марта — 1 мая 1897), посвященная святителю Митрофану (23 ноября 1897), столетию печатного дела в Воронеже (14 мая 1898, ее своей статьей предварил Ф.), «Рождество Иисуса Христа и умиротворение» (26 декабря 1898 — 7 января 1899). Традиция проведения выставок была продолжена губернским музеем и после отъезда Ф. из Воронежа.

В статьях «Юбилейная выставка», посвященной выставке к 100-летию печатного дела в В. (Дон. 14 мая 1898), и «Воронежский музей в 1998 г.» (Дон. 14 июня 1898) представил исторические и будущие судьбы В. сквозь призму учения общего дела, проективно трактуя В. как город, который соединяет в себе допетровское и петровское время, примиряет старую и новую Русь, а в XX в. должен перейти от гражданства к сыновству, от розни к единству, от эксплуатации к регуляции.

В.А. Кожевников так оценивал воронежский период жизни Ф.: «Довелось ему поселиться на некоторое время в Воронеже, и вот мы видим его тотчас же в близком общении с исследователями местной старины: он поощряет устроение местного губернского музея, обращает внимание на него публики статьями, перепискою, выставкою, быть может, скудною по ограниченности средств, но получительною по замыслу и т.д.» (Кожевников В.А. Николай Федорович Федоров: Опыт изложения его учения по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам. М., 1908. Ч. 1. С. 19).

В воронежский период Ф. подготовил три проповеди на тему об умиротворении: «Проповедь на день тезоименитства государя императора Николая II (6 декабря)» (III, 447–448), «Беседа в храме Кадетского корпуса по поводу циркуляра 12-го августа о сокращении вооружений, произнесенная в день Рождества Христова на текст “Слава в вышних Богу [и] на земле мир”» (IV, 186–187) и «Беседа на новый 1899 год» (II, 312–314). «Беседа на Новый 1899 год» в сокращенном виде была произнесена Зверевым в домовой церкви Михайловского кадетского корпуса, а проповедь в день ангела Николая II прозвучала в церкви Рождества Христова на Придаче.

Помимо статей, опубликованных в газете «Дон», в период пребывания в Воронеже Ф. работал над другими текстами, часть которых написана рукой Петерсона под диктовку философа или переписана с его черновиков. Упоминание о подобной работе можно найти в их совместных письмах к В.А. Кожевникову. В письме от 17 июля 1894 (IV, 271) идет речь о завершении работы над статьей «В защиту дела и знания…». В письмах от 12 апреля 1898 (IV, 334) упоминается работа над статьями «Как назвать 1897 год, годом ли политических жестокостей на Востоке или же годом естественных бедствий, как наказания за них» (не сохранилась), от 8 июля того же года (IV, 335) — над статьей «О Коперниканской науке и Птолемеевском искусстве, и о том, как может разрешиться противоречие между ними», от 12 июля 1898 (IV, 341) — над статьей «Что такое добро» (IV, 27–29), от 17 ноября 1898 (IV, 350) — над статьей «О памятнике Александру III, о месте и значении этого памятника» (III, 117–120). Ноябрь 1898 вообще был временем очень интенсивной работы федоровского разума: «Написано довольно много, между прочим по вопросам, которые должно было бы поднять на предстоящей конференции мира» (IV, 352). 21 ноября 1898 Ф. и Петерсон присутствовали на лекции проф. Н.Е. Комаровского о разоружении, которая состоялась в зале городской думы (IV, 350). Здание находилось на месте современного университетского корпуса на пл. Ленина, разрушено в годы Великой Отечественной войны.

После смерти Ф. память о нем сохранялась в кругу его воронежских знакомых, о чем свидетельствует письмо К.П. Афонина Н.П. Петерсону от 27 апреля 1911 ( В воронежских газетах не было никакого отклика на смерть Ф. и на выход двух томов «Философии общего дела», хотя В.А. Кожевников передал в губернский музей второй том этого труда (М., 1913) со своей дарственной надписью. Ныне эта книга хранится в Отделе редких книг библиотеки Воронежского университета. Возможно, этот экземпляр мог попасть в руки А.П. Платонову, в чьем творчестве прослеживается ряд федоровских идей.

Выход книги С.Г. Семеновой «Николай Федоров: творчество жизни» (М., 1990) стал толчком к восстановлению имени Ф. в воронежском историко-культурном пространстве. Начиная с 1992 г. А.Н. Акиньшин и О.Г. Ласунский опубликовали более десяти газетных статей, так или иначе посвященных Ф., перепечатали две его статьи. Итогом изысканий стала подготовленная ими книга «Н.Ф. Федоров и его воронежское окружение» (Воронеж, 1998).

Этика Ф. стала одним из идейных фундаментов воронежской школы этики, развитой в трудах В.П. Фетисова, В.В. Варавы и их учеников. В рамках ежегодной конференции по русской философии, организованной В.П. Фетисовым 13–14 мая 2004 г., в В. прошли 2 однодневные выставки, посвященные Ф.: 13 мая в Воронежской лесотехнической академии прошла выставка «“Философия общего дела” Н.Ф. Федорова и ее судьбы в культуре XX века», 14 мая в Воронежском литературном музее «Служитель духа вечной памяти — Николай Федоров» (обе выставки были подготовлены А.Г. Гачевой).

Обращение к философии Ф., к его идее местной истории легло в основу развитой в трудах воронежского философа В.В. Варавы философии отчего края. В 2007 г. В.В. Варава создал при Воронежском государственном университете Этико-философский семинар им. Андрея Платонова, который в своей деятельности неоднократно обращался к фигуре и идеям Ф. Среди воронежских писателей глубокий интерес к Ф. испытывает В.В. Будаков.


Федоров: II, 312–314; III, 117–120, 447–448; IV, 27–29, 272, 277, 334, 335, 350, 352 .

Лит.: Кожевников В.А. Николай Федорович Федоров: Опыт изложения его учения по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам. М., 1908. Ч. 1. С. 19; Подготовка издания «Философии общего дела» Н.Ф. Федорова по материалам переписки В.А. Кожевникова и Н.П. Петерсона (1904–1911) / публ., предисл. и коммент. А. Кожевниковой // Философия бессмертия и воскрешения. Ч. 2. М., 1996. С. 251; Акиньшин А., Ласунский О. Философ и его ученик [Н.Ф. Федоров и Н.П. Петерсон в Воронеже] // Утро (Воронеж). 1992. 2 июня; Акиньшин А., Ласунский О. В кругу священнослужителей: (Н.Ф. Федоров в Воронеже) // Воронежский епархиальный вестник. 1993. № 10-12. С. 15–21; Акиньшин А., Ласунский О. Прошлое глазами философа будущего: [Н.Ф.Федоров губернский музей] // Воронежский курьер. 1993. 25 нояб.; Акиньшин А., Ласунский О. “В стране, где мало учителей, сами учатся” // Воронежский курьер. 1994. 28 июня. Предисловие и републикация статьи Н.Ф. Федорова “Музей Л.Г. Соловьева в Воронеже”; Акиньшин А., Ласунский О. Рядом с Федоровым: [Н.П. Петерсон] // Утро. 1994. 28 июля; Федоров Н.Ф. Служение высокой идее // Библиография. 1995. № 1. С. 94-104. Предисловие, публикация и примечания А. Акиньшина и О. Ласунского; Акиньшин А.Н., Ласунский О.Г. Н.Ф. Федоров в Воронеже: (Краткая хроника пребывания) // Философия бессмертия и воскрешения. По материалам VII Федоровских чтений. М., 1996. Вып. 1. С. 244-250; Акиньшин А.Н. Русские философы Н.Ф. Федоров и Г.П. Федотов в Воронеже // Философия и русская провинция: Тезисы докладов и выступлений Шестого Российского симпозиума по истории русской философии (3-5 апреля 2000 г.). Воронеж, 2000. С. 10–14; Акиньшин А.Н., Ласунский О.Г. Записки старого пешехода. Прогулка по Большой Дворянской — проспекту Революции. Изд. 2-е, испр. и доп. Воронеж, 2002. С. 69, 161; Акиньшин А.Н. Храмы Воронежа. 2-е изд., испр. и доп. М., 2003. С. 69, 108, 159; Города России. Энциклопедия. М., 2004. С. 91–93; Отечественная история с древнейших времен до 1917 года. Энциклопедия. М., 1994. С. 453–454; Воронежская энциклопедия. Т. 1. Воронеж, 2008. С. 147–151; Федоров и его воронежское окружение; Акиньшин А.Н., Глазьев В.Н. Воронеж. Страницы истории. Воронеж, 2011. 92 с.; Варава В.В. Философия Общего Дела и Философия Отчего Края // На пороге грядущего. С. 350–358; Варава В. В. Этика неприятия смерти. Воронеж: зд-во ВГУ], 2005.; Варава В. В. Философия Отчего Края // Родная Ладога. Культурно-просветительский и литературно-художественный журнал. № 3. 2008. С. 103–110; Варава В.В. Живущих и ушедших встретить: О творчестве и отчем крае писателя Виктора Будакова. Воронеж: Воронежская областная типография — Издательство им. Е.А. Болховитинова, 2007; Варава С.В. Этика и философия (Семинар имени Андрея Платонова на родине писателя) // Соловьевские исследования. 2010. Вып. 3(27). С. 135–139.